• Журнал «Юридический справочник руководителя» июль 2018
  • Рубрика Корпоративные вопросы

Заставляем бывшего директора вернуть документы компании

В случае конфликтного расставания с генеральным директором велика вероятность того, что он захочет насолить компании. И самый очевидный способ это сделать – ​припрятать документы, без которых работа фирмы будет серьезно затруднена. Анализ судебной практики показывает, что подобным действиям экс-руководителей можно успешно противостоять. Разберемся, как это делать.


По закону, уволенный директор должен передать имеющиеся у него документы общества новому руководителю. Но так происходит далеко не всегда. Часто свергнутые руководители забирают с собой корпоративные и бухгалтерские документы общества. Это позволяет им скрыть информацию о совершенных сделках, а также продолжить борьбу за свой пост. Злоумышленникам помогает то, что процедура передачи документов четко не регламентирована законодательством, а ответственность за ее нарушение не установлена. Но сложившаяся судебная практика позволяет построить последовательный алгоритм эффективного истребования документации.

Определить перечень истребуемых документов

До предъявления требований о возврате непереданных документов надо разобраться с их перечнем. Согласно п. 1.5 приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49, при смене материально ответственных лиц должна производиться инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации. По мнению ФАС Московского округа, данная процедура должна предшествовать предъявлению требования о возврате непереданных документов (постановление от 20.12.2013 по делу № А41-12954/13). Арбитражный суд Центрального округа также положительно оценивает эту процедуру (постановление от 12.04.2018 по делу № А68-5316/17).

Но стандартные документы инвентаризации (сличительные ведомости, инвентаризационные описи и акты инвентаризации) предназначены для фиксации основных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности. А перечень найденных корпоративных документов можно отразить в акте, составленном в произвольной форме, например, об отсутствии работника на рабочем месте, вскрытия кабинета или сейфа (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.02.2018 по делу № А04-4244/2017). Если вскрывать ничего не нужно, подойдет обычный акт осмотра документов.

Пример 1
Свернуть Показать

Бывший директор может заявить, что запрошенных документов у него нет, поэтому требование об их передаче он при всем желании исполнить не может. Однако суды не всегда соглашаются с такой логикой. В соответствии с корпоративным законодательством руководитель обязан обеспечить сохранность документов, предусмотренных (п. 1 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 1 ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»):

  • нормативными правовыми актами;
  • уставом и внутренними документами компании;
  • решениями общего собрания участников, совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов общества.

Сроки хранения некоторых документов приведем в Таблице1.

Таблица
Свернуть Показать

Следует обратить внимание, что срок хранения документов зачастую превышает сроки исковой давности и привлечения к административной ответственности. Так, в деле № А33-16565/2014 Третий арбитражный апелляционный суд посчитал, что директор не обязан возвращать бухгалтерские документы, относящие к периоду 2005–2009 гг., поскольку они не могли быть предметом налоговой проверки (постановление от 13.05.2015). Однако ВС РФ не согласился с таким подходом. Он определил, что ответчик обязан вернуть все полученные документы, независимо от истечения сроков их хранения. Суд разъяснил, что документы, которые получил бывший директор, могут представлять интерес для компании и ее участников (определение ВС РФ от 02.02.2016 № 302-ЭС15-14349).

Подготовиться к подаче иска

Директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как исполнительный орган отвечает за ее сохранность (п. 4 ст. 32 и ст. 40 Закона об ООО, п. 3.1. Перечня). Поэтому передача документов – это обязанность предыдущего директора, которую он должен исполнить в момент увольнения. Именно он должен прибыть в организацию с документами и передать их. Образец акта приема-передачи приведен в Примере 2. В акте, помимо прочего, желательно указать состояние документов.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.