• Журнал «Юридический справочник руководителя» июль 2018
  • Рубрика Корпоративные вопросы

Заставляем бывшего директора вернуть документы компании

В случае конфликтного расставания с генеральным директором велика вероятность того, что он захочет насолить компании. И самый очевидный способ это сделать – ​припрятать документы, без которых работа фирмы будет серьезно затруднена. Анализ судебной практики показывает, что подобным действиям экс-руководителей можно успешно противостоять. Разберемся, как это делать.


По закону, уволенный директор должен передать имеющиеся у него документы общества новому руководителю. Но так происходит далеко не всегда. Часто свергнутые руководители забирают с собой корпоративные и бухгалтерские документы общества. Это позволяет им скрыть информацию о совершенных сделках, а также продолжить борьбу за свой пост. Злоумышленникам помогает то, что процедура передачи документов четко не регламентирована законодательством, а ответственность за ее нарушение не установлена. Но сложившаяся судебная практика позволяет построить последовательный алгоритм эффективного истребования документации.

Определить перечень истребуемых документов

До предъявления требований о возврате непереданных документов надо разобраться с их перечнем. Согласно п. 1.5 приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49, при смене материально ответственных лиц должна производиться инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации. По мнению ФАС Московского округа, данная процедура должна предшествовать предъявлению требования о возврате непереданных документов (постановление от 20.12.2013 по делу № А41-12954/13). Арбитражный суд Центрального округа также положительно оценивает эту процедуру (постановление от 12.04.2018 по делу № А68-5316/17).

Но стандартные документы инвентаризации (сличительные ведомости, инвентаризационные описи и акты инвентаризации) предназначены для фиксации основных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности. А перечень найденных корпоративных документов можно отразить в акте, составленном в произвольной форме, например, об отсутствии работника на рабочем месте, вскрытия кабинета или сейфа (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.02.2018 по делу № А04-4244/2017). Если вскрывать ничего не нужно, подойдет обычный акт осмотра документов.

Пример 1
Свернуть Показать

Бывший директор может заявить, что запрошенных документов у него нет, поэтому требование об их передаче он при всем желании исполнить не может. Однако суды не всегда соглашаются с такой логикой. В соответствии с корпоративным законодательством руководитель обязан обеспечить сохранность документов, предусмотренных (п. 1 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 1 ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»):

  • нормативными правовыми актами;
  • уставом и внутренними документами компании;
  • решениями общего собрания участников, совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов общества.

Сроки хранения некоторых документов приведем в Таблице1.

Таблица
Свернуть Показать

Следует обратить внимание, что срок хранения документов зачастую превышает сроки исковой давности и привлечения к административной ответственности. Так, в деле № А33-16565/2014 Третий арбитражный апелляционный суд посчитал, что директор не обязан возвращать бухгалтерские документы, относящие к периоду 2005–2009 гг., поскольку они не могли быть предметом налоговой проверки (постановление от 13.05.2015). Однако ВС РФ не согласился с таким подходом. Он определил, что ответчик обязан вернуть все полученные документы, независимо от истечения сроков их хранения. Суд разъяснил, что документы, которые получил бывший директор, могут представлять интерес для компании и ее участников (определение ВС РФ от 02.02.2016 № 302-ЭС15-14349).

Подготовиться к подаче иска

Директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как исполнительный орган отвечает за ее сохранность (п. 4 ст. 32 и ст. 40 Закона об ООО, п. 3.1. Перечня). Поэтому передача документов – это обязанность предыдущего директора, которую он должен исполнить в момент увольнения. Именно он должен прибыть в организацию с документами и передать их. Образец акта приема-передачи приведен в Примере 2. В акте, помимо прочего, желательно указать состояние документов.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.