• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» октябрь 2018
  • Рубрика Технологии эффективности

Научить и удержать – ​главная проблема корпоративного обучения

Почему политика приема на работу опытных сотрудников не всегда выгодна организации? Когда не нужно вводить в компании массовое обучение? Сколько должен проработать сотрудник, чтобы для него можно было организовывать обучение без риска неожиданного увольнения? Зачем обучение необходимо увязывать с ротацией персонала? Какую подготовительную работу нужно провести с работником перед обучением, чтобы по его итогу он не ушел к конкурентам? Можно ли после обучения избежать кризиса профессиональной идентичности и звездной болезни?


Управление персоналом содержит в себе разнообразные риски, и задача HR-менеджмента – сводить их к минимуму. Такая сфера, как обучение, тоже несет определенную угрозу для организации. Компания вкладывает в сотрудников порой немалые деньги. Люди становятся профессионалами, а потом увольняются. Финансовые, организационные и другие затраты оказываются неоправданными. Перед менеджерами по персоналу стоит задача не только правильно подобрать программы и составить график обучения, но и сделать так, чтобы сотрудник после повышения квалификации не уволился.

Самые болезненные ошибки в работе руководителя – это ошибки, связанные с неправильной оценкой людей. Сюда относятся неудачи при найме новых сотрудников, случаи, когда на ключевую должность назначают некомпетентного человека, и другие подобные обстоятельства. Получается, что работник – самый неустойчивый элемент системы. Мы можем сколько угодно повышать его квалификацию, но если ему придет в голову сменить место работы, он это сделает. Предприятия по-разному борются с этим явлением, но в основном используются две стратегии: «перекупка» и «самообучение».

Об опыте найма персонала фармацевтической компании читайте в интервью с директором по персоналу «Берингер Ингельхайм» в России в журнале № 9′ 2018

«Перекупка» заключается в том, что компания пытается нанимать квалифицированных сотрудников, то есть готовых профессионалов. В объявлениях о вакансиях в таких случаях пишут: «обязателен опыт работы в данной должности не менее … лет». Предполагается, что нужный кандидат прочитает объявление и решит уйти со своей работы, потому что его устроят условия на новом месте (зарплата, например). Стратегия «перекупки» – не что иное, как перекладывание рисков на другие компании. То есть одна организация пользуется плодами работы других компаний, которые долгие годы обучали кандидатов.

«Самообучение» – это когда издержки на повышение квалификации сотрудника передают самому сотруднику. Так, работника обязывают иметь определенный уровень знаний и умений в тех или иных областях. Стратегия предполагает, что сотрудник будет учиться самостоятельно, в том числе и на платных тренингах, покупать профессиональную литературу и т.д.

И тот и другой способы несут в себе массу недостатков. Стратегия перекупки делает компанию заложницей кандидатов, вынуждая руководство конкурировать на рынке труда, постоянно повышая зарплату. Новые сотрудники, по сути, набивают себе цену, переходя с одного места на другое. Подобный «пиратский» подход к обучению формирует слабый менеджмент компании. Руководители должны все время заниматься обучением подчиненных, а вместо этого они привыкают к тому, что организация пополняется уже обученными людьми. В итоге начальники не могут дать инструкцию, прочитать мини-лекцию, выработать у сотрудника простейший навык.

Попытки заставить сотрудников учиться самостоятельно тоже ни к чему не приводят. Чаще всего люди создают видимость того, что они что-то изучают, но все это только для того, чтобы обратить на себя внимание и обрести в глазах начальства репутацию неравнодушных к своему делу работников. Что делать в такой ситуации? Есть два варианта:

1. Обучать сотрудников, но при этом создавать такие условия, чтобы они не уходили из компании.

2. Сделать обучение «дешевым», то есть массовым. Это означает создание учебного центра или университета.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.