Top.Mail.Ru

Подготовка папок для заведения дел в новом году

На сколько детально дробить «похожие» документы по разным делам и томам? Что и когда заполнять на корешках и титульных листах папок? Если вы организуете работу грамотно, то исполнители смогут безошибочно подшивать документы в «правильные» папки, вы будете быстро находить искомое и избежите уничтожения части документов раньше предписанного им срока хранения.

Конечно, систематизация документов по делам продумывается на этапе разработки номенклатуры дел на следующий год. После утверждения такого документа на его основании надо подготовить папки для планируемых дел. Обычно для этого используют папки-регистраторы, в которые удобно подшивать документы, а также вынимать их даже из середины стопки, благодаря специальному арочному механизму.

Что стоит на них писать, чтобы потом было удобно и быстро подшивать документы в правильные папки, избегая путаницы?

Рисунок 1. Папка-регистратор с арочным механизмом

Оригиналы и копии одних и тех же документов в разных подразделениях

Для начала вспомним, что в большинстве организаций есть такие документы, которые хранятся во всех структурных подразделениях. Но в каком-то одном подразделении создаются и оседают оригиналы, а в других хранятся только их копии. Это важно отразить в номенклатуре дел и потом на папках.

Пример 1. Возможное местонахождение различных видов приказов

Опишем достаточно распространенный вариант местонахождения бумажных оригиналов и копий различных видов приказов:

1) приказы по основной деятельности, как правило, создаются в службе делопроизводства (канцелярии или т.п.). Соответственно, там же будут храниться их подлинники, а копии будут рассылаться по структурным подразделениям, к деятельности которых они имеют отношение;

2) приказы по личному составу создаются в отделе кадров. Соответственно, их оригиналы хранятся по месту издания, а копии рассылаются по соответствующим подразделениям – работников которых они касаются (приказы о приеме, назначении, переводе, совмещении, увольнении, приказы о ежегодных очередных оплачиваемых отпусках, отпусках в связи с обучением, дежурствах, дисциплинарных взысканиях, краткосрочных внутренних и зарубежных командировках и др.);

3) приказы по административно-хозяйственной деятельности обычно создаются в службе делопроизводства. Соответственно, в каком структурном подразделении создаются такие приказы – там их оригиналы и хранятся. Копии приказов будут рассылаться в те подразделения, к деятельности которых они имеют непосредственное отношение.

Заметим, что при возможности работы в СЭД с электронными образами документов необходимость в рассылке их бумажных копий отпадает сама собой.

Пример 2. Индексы дел

Индексы дел обозначаются в номенклатуре дел (как правило) арабскими цифрами через дефис, например: 01-05, где

  • 01 – это номер раздела номенклатуры. Обычно она составляется по структурному типу 1, тогда каждым ее разделом является отдельное структурное подразделение организации;
  • 05 – порядковый номер дела в этом подразделении.

Рекомендуется сохранять одинаковые индексы (это относится ко второй части индекса) для однородных дел каждого раздела. Поэтому почти во всех структурных подразделениях первые несколько номеров дел повторяют одинаковые названия. Единственное отличие – это сроки хранения документов (например, подлинники приказов по основной деятельности создаются и хранятся в службе делопроизводства постоянно, а копии тех же приказов в других подразделениях – ДМН (до минования надобности)).

Индексы дел

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Номенклатура дел и СЭД: практика применения в ответах на вопросы

Подскажем, как использовать в СЭД хорошо разработанную номенклатуру дел, на какие нормативные и методические документы опираться. Статья содержит ответы на большое число вопросов читателей журнала о практике составления номенклатуры дел, если в организации работает СЭД. Как отражать в номенклатуре дело, которое ведется в двух вариантах: бумажном и электронном? Как фиксировать в ней нахождение документов в разных информационных системах и папках? Сколько номенклатур дел необходимо организации? Можно ли копии всех приказов объединять в подразделении в одно дело, если их оригиналы в другом подразделении формируются в разные дела? Стоит ли использовать одинаковые индексы для оригиналов, формирующихся в одном подразделении, и их бумажных копий, хранящихся в иных подразделениях; что меняется при работе подразделений с электронными копиями? Как применение СЭД влияет на отображение в номенклатуре внутренней и внешней переписки организации? Если в одном письме содержатся вопросы, находящиеся в компетенции разных подразделений, то в каком подразделении оно должно «осесть» в дело (важно для описания жизненного цикла документа в СЭД)? Где хранить бумажные поручения и отчеты об их выполнении, что меняется при электронном документообороте? Кому формировать в дела бумажные и электронные служебные записки (подписанту или адресату), как сформулировать для них заголовки дел? Как можно отразить в итоговой записи к номенклатуре дел количество заведенных за год бумажных и электронных оригиналов и копий? И др.

Индексация дел в компаниях со сложной структурой

Существуют холдинги и иные группы компаний, юридические лица внутри которых могут быть рассеяны по всей России и контролироваться из единого «центра». И здесь начинаются сложности: нужно присвоить индексы компаниям, отделам и документам таким образом, чтобы а) система индексации была единой по всей группе компаний; б) индексы были удобочитаемы и при этом кратки настолько, насколько это возможно; в) один и тот же индекс не означал одновременно какое-нибудь дело в одной компании и какой-нибудь отдел в другой. Подскажем решение этой задачи.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Для кого и как уменьшается постоянный срок хранения документов, указанный в Перечне

Во-первых, мы разобрались, как же уменьшается постоянный срок хранения, указанный в Перечне 2010 г. для организаций, не являющихся источниками комплектования гос- и муниципальных архивов. А во-вторых, объяснили, как этим организациям модифицировать под себя книгу учета поступления и выбытия дел, документов, чтобы можно было вести учет всех документов, хранящихся в архиве организации (в т.ч. со сроком хранения до 10 лет). Поводом для написания статьи послужил интересный вопрос читателя.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Как работать с перечнями документов с указанием сроков хранения?

Сейчас горячая пора – время разработки либо уточнения номенклатуры дел на следующий 2016 год. И чтобы номенклатуры подразделений разрабатывались в них, и вы потом их не переделывали, нужно грамотно объяснить коллегам, как определять сроки хранения дел. Какими нормативными документами пользоваться? С какой навигацией и по какому алгоритму лучше действовать, чтобы не тонуть в объемных перечнях? Почему нельзя «в лоб» воспринимать их сроки хранения и указанные категории документов? Какие распространенные ошибки допускают новички? От качества и простоты вашего инструктажа зависит качество выполнения этой работы в подразделениях, а значит, уменьшение вашей «головной боли». На базе этой статьи можете даже составить методическое пособие для коллег.

Разработка номенклатуры дел: классика жанра

В конце года служба делопроизводства разрабатывает номенклатуру дел (или актуализирует существующую) на следующий год. Статья подскажет вам, как лучше провести эту работу: систематизировать все документы организации, сформулировать заголовки дел и определить им сроки хранения, подготовить проект номенклатуры дел, подписать, согласовать и утвердить его, что нужно будет сделать по окончании делопроизводственного года. Опубликован образец сводной номенклатуры дел коммерческой организации на 2011 год со ссылками на статьи уже нового Перечня типовых управленческих архивных документов со сроками хранения.

Конфиденциальные документы в номенклатуре дел

Как отразить документы с ограниченным доступом в номенклатуре дел? Если их очень мало или среднее количество, то их можно по-разному включить в обычную номенклатуру дел. Но когда их становится много, то пора разрабатывать ­отдельную номенклатуру. В статье мы показали все три варианта.