Charge back (возвратный платеж) представляет собой процедуру опротестования произведенной транзакции через банк. В результате сумма, ранее перечисленная торговой или сервисной компании за реализованные товары (работы, услуги), списывается с ее счета и возвращается плательщику. Эта процедура четко регламентирована правилами платежных систем (Visa, MasterCard и др.). Расскажем, как происходит опротестование и что о нем нужно знать компаниям и клиентам.
Возвратный платеж
Причины, по которым запускается процедура charge back, могут быть самыми разными. Наиболее распространенные из них таковы:
- товар (работа, услуга) не соответствует описанию;
- оплаченный товар не был доставлен;
- деньги были списаны со счета без авторизации;
- одна и та же сумма была списана дважды;
- товары (работы, услуги) были оплачены, но не получены (или получены не полностью).
В подобных ситуациях нарушаются права плательщика, и компания получает деньги безосновательно. Поэтому плательщик может вернуть деньги в упрощенном порядке, не инициируя спор с компанией.
В процедуре опротестования транзакции помимо плательщика и получателя также участвуют:
- банк-эмитент, который выпустил карту для плательщика;
- банк-эквайер, который обслуживает компанию (а точнее, обеспечивает прием платежей).
Банк-эмитент и банк-эквайер могут совпадать в одном лице, что позволяет ускорить процесс.
По сути, charge back – это дополнительная гарантия упрощенного возврата денег клиенту, права которого нарушены. Использование этой процедуры не лишает плательщика возможности предъявить требования непосредственно к торгово-сервисному предприятию, с которым у него возник спор. Даже если по какой-то причине опротестовать транзакцию не получится, клиент может воспользоваться традиционными средствами защиты, например, пожаловаться в правоохранительные органы или подать иск в суд.
Алгоритм действий
При возникновении спорной ситуации банки обязаны действовать по правилам соответствующей платежной системы. Возьмем для примера Правила международной платежной системы «Виза» 1. Процедуре charge back там посвящен подраздел «Общий процесс возврата платежа по спорной операции», включенный в главу 9 «Урегулирование спорных ситуаций». Алгоритм опротестования представим в виде Схемы.