Top.Mail.Ru

Как организовать контроль рабочей переписки сотрудников по электронной почте

Может ли работодатель читать электронную почту сотрудников без их разрешения для контроля за пересылаемыми сведениями и документами? Что сделать, чтобы действия работодателя по защите своей конфиденциальной информации не считались противоправными: какие изменения в какие документы нужно внести? Если обнаружено разглашение охраняемой законом тайны, то как действовать работодателю и какую запись об увольнении работника вносить в трудовую книжку?

Возможности информационных технологий и ограничения со стороны законодательства

С развитием технологий работодателям стало недостаточно контролировать работников только с помощью традиционных средств фиксации, таких, например, как журнала учета прихода-ухода сотрудников из офиса или еженедельных письменных отчетов. Информационные технологии вошли во все сферы нашей жизни. Передать сведения, являющиеся конфиденциальными, из офиса компании третьим лицам значительно проще, чем раньше – теперь для этого используются еще Интернет и электронная почта.

Поэтому компании задумываются о средствах контроля за сотрудниками, которые позволили бы предотвратить нежелательные поступки персонала. Уже давно изобретены специализированные программы контроля над действиями работников, которые не только фиксируют все их действия, но даже анализируют их и формируют отчеты. Сейчас в автоматическом режиме можно отслеживать:

  • нажатие клавиш на компьютере,
  • делать снимки экрана и снимки с камеры компьютера,
  • удаленно запускать приложения,
  • контролировать посещение сайтов,
  • анализировать входящие и исходящие электронные письма.

И это значительно облегчает жизнь организации. Теперь не надо стоять за спиной сотрудника, чтобы знать, какие сайты он посещает на рабочем компьютере / планшете / мобильном телефоне или какие письма и с какими данными отправляет партнерам.

Однако вместе с программным обеспечением, которое следит за сотрудниками и контролирует их действия, облегчая жизнь работодателей, возникает и риск нарушения конституционного права людей на тайну переписки. Приведем цитату из Конституции РФ.

Фрагмент документа

Статья 23 Конституции Российской Федерации

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Как видите, в Конституции РФ речь идет не о личной переписке, а о любой переписке, которую ведет человек, вообще.

Теперь обратимся к уголовному законодательству, которое вводит ответственность за нарушение этих прав.

Фрагмент документа

Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения,

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Получается, желание работодателя контролировать действия работников может окончиться весьма плачевно, в т.ч. для того сотрудника, который будет эту задачу выполнять лично. Причем с реальным сроком до 4 лет! Перспектива уголовной ответственности малоприятная, поэтому давайте разбираться, как ее избежать и воспользоваться законным правом работодателя знать, не сливает ли работник информацию о компании конкурентам и не планирует ли пойти в прокуратуру с жалобой.

Если обратиться к трудовому законодательству, то выяснится, что:

  • работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором 1, а рабочее время должен посвящать исполнению трудовых обязанностей 2;
  • работодатель же имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к своему имуществу 3, вправе контролировать работу сотрудника 4, количество и качество выполняемой работы 5, рабочее место сотрудника 6.

В совокупности все эти нормы означают, что работодатель может контролировать и электронную рабочую переписку сотрудников. Но как не нарушить данное Конституцией РФ право на неприкосновенность переписки? Оказывается, в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ сказано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица (в т.ч. переписки) допускается, но только с его согласия. Значит, перед тем как внедрить любое программное обеспечение или даже просто залезть в почтовый ящик сотрудника и прочитать его электронную почту, нужно получить согласие работника, а перед этим внести соответствующие изменения в локальные нормативные акты...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Внутренние коммуникации

Это системный взгляд на внутренние коммуникации опытного управленца и документоведа: какие-то из перечисленных способов родом из советского министерского прошлого, другие навеяны бурным развитием информационных технологий и дистанционным характером работы последних лет. Выявлены «плюсы» и «минусы» различных способов коммуникации (с обозначением методов лечения «минусов»). Перечислены используемые виды документов и программы, от чего зависит их выбор.

Программа Trello – менеджер задач для визуалов

Это инструкция работы в программе Trello, которая будет удобна для визуалов, привыкших обклеивать монитор и стол стикерами-напоминалками. Кроме того, психолог дает советы руководителю по дистанционной постановке задач подчиненным и контролю их выполнения.

Ознакомление с кадровыми документами, подтвержденное простой электронной подписью

Ознакомление с некоторыми кадровыми документами в электронном виде с использованием «бесплатной» простой электронной подписи уже допускает практика применения трудового законодательства, но это нужно дополнительно легитимизировать. «Игра того стоит» – ​мы получим существенное уменьшение бумажного документооборота и личных контактов сотрудников. Автор делится опытом своей компании: какие документы можно перевести на эту технологию и как это регламентировать. Дополнительно дали обзор проводимого эксперимента Минтруда России с электронными кадровыми документами у отдельных работодателей: какие электронные подписи используются и что регламентируется в ЛНА.

Менеджер задач Microsoft To Do

В прошлом номере журнала мы опубликовали обзор наиболее популярных программ для дистанционной постановки и контроля выполнения задач. Теперь дадим подробную инструкцию работы в одной из них – Microsoft To Do. Это бесплатная, удобная и весьма эффективная программа, которая работает по методу «список задач».

Увольнение пьяного сотрудника: алгоритм действий и документирование

Новогодний корпоратив порой приводит к тому, что во время мероприятия кто-то может выпить лишнего, а кто-то на следующий день после него либо даже по выходу из новогодних каникул никак не может прекратить «праздновать», приходя на работу в нетрезвом виде. За какие «шалости» можно применить дисциплинарное взыскание и даже уволить? Какие шаги для этого должен предпринять работодатель? Какие его ошибки помогут выкрутиться нарушителю? Дан алгоритм действий работодателя с образцами документов, которые надо оформить. А анализ судебной практики выявляет «узкие места» этой процедуры.

Внутренние коммуникации

Это системный взгляд на внутренние коммуникации опытного управленца и документоведа: какие-то из перечисленных способов родом из советского министерского прошлого, другие навеяны бурным развитием информационных технологий и дистанционным характером работы последних лет. Выявлены «плюсы» и «минусы» различных способов коммуникации (с обозначением методов лечения «минусов»). Перечислены используемые виды документов и программы, от чего зависит их выбор.

Конфиденциальные документы в номенклатуре дел

Как отразить документы с ограниченным доступом в номенклатуре дел? Если их очень мало или среднее количество, то их можно по-разному включить в обычную номенклатуру дел. Но когда их становится много, то пора разрабатывать ­отдельную номенклатуру. В статье мы показали все три варианта.

Реквизит ограничения доступа к документу

Оказывается, и при обращении общедоступной информации есть свои ограничения. А чтобы защитить конфиденциальную информацию, организация обязана предпринять ряд действий: даже если для своих документов она еще не включила режим тайны, получив «закрытые» документы извне (например, от контрагента или вышестоящей организации), она обязана обеспечить их защиту в силу закона. Вы узнаете о существующих видах тайн и какими нормативными документами они регулируются, что в них говорится о реквизите ограничения доступа. Покажем пример Перечня конфиденциальной информации, образцы оформления грифа ограничения доступа, его изменения и снятия. Объясним специфику сообщений о конфиденциальности электронных писем и нанесения грифа на документы с персональными данными.