Top.Mail.Ru

Пишем апелляционную жалобу или возражение на жалобу

Работа с персоналом требует не только высокой профессиональной квалификации, умения организовать работу и психологически правильно общаться с персоналом, но и наличия определенного уровня правовых знаний. Они необходимы, чтобы оперативно принимать правильные решения в возникающих конфликтных ситуациях с участием работников, порой даже бывших. Мы уже рассказывали, как действовать, если сотрудник обратился в суд или когда вы хотите подать иск против работника. Теперь речь пойдет об апелляционном обжаловании состоявшихся судебных решений по трудовым спорам. Ведь в апелляции можно исправить ошибку суда первой инстанции или, наоборот, отстоять заслуженную победу, защитив от нападок оспариваемое противной стороной судебное решение.

Нож в спину

Принимая нового сотрудника на работу, руководство, как правило, уверено (или очень надеется), что подобрало себе не просто хорошего специалиста, но и человека, на которого можно положиться, с которым можно работать в режиме взаимодоверия, а проще говоря – без перестраховки. Однако со временем может оказаться, что этот самый, ранее столь желанный и, как сперва казалось, необходимый компании сотрудник на самом деле не обладает нужными для работы знаниями, умениями и навыками. Или настолько капризен и такой склочник, что за короткий срок парализовал работу коллектива, сумев перессорить друг с другом и настроить против себя всех коллег. А уж если этот работник вдобавок оказался жалобщиком со стажем, то руководитель получает вместо надежного помощника в бизнесе – оппонента в трудовом споре, который, как это зачастую выясняется уже в преддверии судебного процесса, использовал доверительные отношения с руководством и коллективом для того, чтобы подготовить доказательства якобы имевшего место нарушения своих прав. И работодатель с удивлением читает в поступившей от бывшего работника претензии или копии иска, что, мол, его, этого самого работника, якобы, чуть ли не пытками принудили к увольнению, что испытательный срок он, несмотря на допущенные нарушения, прошел успешно и т.п.

Получив такой «юридический нож» в спину, руководитель проклинает себя за то, что в свое время не побеседовал с прежним начальством жалобщика, не следил за каждым своим словом, не облекал в письменную форму все свои указания и распоряжения, не вручал работнику под подпись правила техники безопасности и должностную инструкцию.

А ведь казалось – расстались по-хорошему, заявление об уходе работник написал сам, расчет получил в установленный срок и полностью. Но захотелось, видимо, человеку взыскать с бывшего работодателя сказочно большую сумму компенсаций, и теперь без зазрения совести он утверждает, что, мол, принудили к увольнению, или заявляет иные претензии.

Тут надо отметить, что в последние годы отечественные суды уже не так безоговорочно, как в прежние годы, встают на сторону работника. Сразу оговоримся, что пришли к такому выводу не столько на основании анализа статистики, сколько на основании судебного опыта, в том числе опыта коллег адвокатов.

Сказанное, разумеется, не означает, что работодатель всегда прав. Нет, напротив, руководители разного уровня очень часто забывают, что ТК РФ надо чтить, а в результате суды вполне обоснованно завершаются в пользу работников. Правда, случается и так, что работодатель был прав на 100%, но судья без достаточных на то оснований встает на сторону, как он полагает, слабой стороны спора (работника). Хотя работодатель при этом уверен в своей правоте и точно знает, что обратившийся с иском бывший работник – обычный сутяжник, который аналогичным образом терроризировал уже нескольких прежних своих работодателей.

Сроки на обжалование не безграничны

Как бы там ни было, но суд первой инстанции примет, в конце концов, чью-то сторону и вынесет решение, которое в подавляющем большинстве случаев не устраивает другую сторону судебного спора. Эта недовольная сторона и начинает жаловаться (обращаясь с апелляционной жалобой в суд). Дадим работодателю своего рода ориентиры поведения на этой судебной стадии и предложим относительно простой алгоритм действий.

Казалось бы, что сложного в том, чтобы подать апелляционную или кассационную жалобу на ошибочное судебное решение? Указал в жалобе на явную несправедливость и незаконность – и все будет в порядке – судебную ошибку исправят. В реальности все не так просто, как может казаться на первый взгляд.

Начнем с того, что многие компании не торопятся с обжалованием, ошибочно полагая, что процедура здесь такая же точно, как и в арбитраже 1, в котором они привыкли разрешать экономические споры с партнерами. Но ведь и в арбитражном суде сроки ограниченны, а суды общей юрисдикции, которым как раз и подсуден трудовой спор, – это вообще отдельная песня. Мы не говорим сейчас о свойственной им, к сожалению, волоките и неповоротливости, а просто анализируем ситуацию с обжалованием решений судов первой инстанции. И тут необходимо подчеркнуть, что, в отличие от арбитражного процесса, здесь ни в коем случае нельзя пропустить стадию апелляционного обжалования. В арбитражном процессе этого также нельзя допускать. Но там имеются лазейки, ведь в арбитраже даже в ситуации, когда срок на подачу апелляционной жалобы не восстановят, жалобу можно подать выше, то есть непосредственно в суд кассационной инстанции (но, как сказано выше, лучше не рисковать).

В судах же общей юрисдикции правила иные – тут неудача с восстановлением срока на обжалование делает полностью невозможной дальнейшую борьбу. Можно, конечно, попытаться заняться глубоко теоретическим толкованием закона и обоснованием возможности обращения в кассацию общей юрисдикции, минуя апелляцию, но не будем забывать, что реальный суд такую фантастику не воспримет.

Одним словом, если вы не успели подать апелляционную жалобу в течение месяца со дня принятия в окончательной форме решения судом общей юрисдикции, а срок на обжалование восстановить не удалось, то придется смириться с имеющимся результатом разбирательства.

Арифметика апелляции

Месячный срок на подачу апелляционных жалоб установлен ч. 2 ст. 321 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ). Причем исчислять его согласно ч. 3 ст. 107 и ст. 199 ГПК РФ надо не со дня оглашения резолютивной части решения, а исходя из даты составления мотивированного решения суда (принятия решения суда в окончательной форме). Напомним, хотя решение суда оглашается немедленно после разбирательства дела, судьи обычно пользуются отсрочкой, предоставленной им ст. 199 ГПК РФ. Данная норма разрешает отложить составление мотивированного решения суда на определенный срок, который не должен превышать пять дней со дня окончания разбирательства дела.

И здесь снова требуется внимание, поскольку пятидневный срок сейчас блюдут только в арбитраже, а суды общей юрисдикции сплошь и рядом грешат задержками, порой серьезными. Самое неприятное заключается даже не в этих задержках с изготовлением решений в окончательной редакции, а в том, что в долгожданном мотивированном решении могут поставить не реальную дату его изготовления, а дату оглашения резолютивной части, что порой приводит к пропуску заинтересованными лицами срока на обжалование.

Между тем председательствующий при объявлении резолютивной части решения суда разъясняет (во всяком случае, обязан это делать) присутствующим в зале суда лицам, участвующим в деле, и их представителям, когда именно они могут ознакомиться с мотивированным решением суда, что на основании п. 13 ч. 2 ст. 229 ГПК РФ должно быть отражено в протоколе судебного заседания. Поэтому обязательно знакомьтесь с протоколами судебных заседаний и при необходимости подавайте на них замечания, требуйте внесения соответствующих корректив.

Дадим образцы заявления об ознакомлении с протоколом судебного заседания (нестандартный, осложненный судебным затягиванием, – см. в Примере 1) и замечания на протокол судебного заседания (так же нестандартный – после ознакомления сразу с двумя протоколами – см. в Примере 2).

Пример 1. Заявление об ознакомлении с протоколом судебного заседания

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Работник взял больничный в день увольнения: действия работодателя

Что делать, если сотрудник находился в день увольнения на работе, но при этом прямо с утра в «увольнительный» день (или накануне) открыл больничный лист, утаив это от работодателя, а тот не отследил наличие электронного листка нетрудоспособности? Как работодателю урегулировать сложившуюся ситуацию и при необходимости впоследствии доказать правомерность увольнения и свою добросовестность суду и/или проверяющим органам? Каковы судебная практика и позиция Минтруда России по спорным вопросам?

Изменения в охране труда-2024, которые повлияют на работодателя

Текущий, 2024 год, снова станет годом изменений в области охраны труда. Запланировано множество поправок в законодательство, затрагивающих стандарты охраны труда, процедуры оказания первой помощи, требования к пожарной и промышленной безопасности, а также проведение медосмотров и проверок ГИТ. Обсуждаемые в Правительстве РФ новеллы касаются и системы учета несчастных случаев на производстве, и специальной оценки условий труда. В статье рассматриваем в деталях, на какие планируемые и уже принятые изменения работодателям стоит обратить внимание и как правильно к ним подготовиться.

Если у работника появилось право на отпуск в удобное время

Отдельным категориям работников предоставлено право выбирать удобное время ежегодного оплачиваемого отпуска. Как быть работодателю, если у сотрудника появилась льгота уже после утверждения графика отпусков? Что работник сможет потребовать от работодателя, какие требования пойдут вразрез закону? Обязан ли работодатель информировать сотрудников об их правах в рассматриваемой части?

Коллективные средства защиты

Когда, говоря об охране труда, затрагивают тему средств защиты, большинству на ум приходят костюмы, ботинки, каски, перчатки. Немногие помнят, что средства защиты делятся на индивидуальные и коллективные. В статье говорим о средствах коллективной защиты: что они собой представляют, какие требования к ним установлены, кому предписана обязанность ввода в эксплуатацию средств коллективной защиты. Приводим удобную таблицу-шпаргалку по таким средствам, которую можно использовать на практике.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

С 2023 года вместо ПФР и ФСС России появится единый Социальный фонд России. Его создание и функционирование требует существенного изменения многих норм. Для работников упростится порядок получения соцвыплат. Все социальные гарантии можно будет получить в режиме «одного окна». Снизятся издержки и государства, вместо двух фондов останется один. Но большинство изменений затронет, конечно же, работодателей. Власти предполагают, что это позволит снизить нагрузку на бизнес. Ведь сократится количество отчетов, работодатели станут платить все взносы единым платежом. Но появятся и новые обязанности, например, в отношении граждан, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Автор простым языком (чтобы было понятно не только кадровикам и бухгалтерам, но и всем интересующимся) рассказывает про изменения, вступающие в силу с 2023 года, и приводит удобные таблицы-шпаргалки, которыми можно пользоваться на практике, чтобы ничего не упустить из нововведений. Дает рекомендации работодателям, что надо успеть сделать и учесть до вступления их в силу.