Подготовить сотрудников к приходу в офис проверяющих – дело непростое. Особенно, если это проверяющие не из родной трудовой инспекции, к которой уже привыкли, а из полиции. И если дошло до визита в офис людей с погонами, то и руководству, и рядовым сотрудникам приходится лихорадочно соображать, что делать, как промолчать, не нарушая закон, или хотя бы не сказать лишнего. Адвокат рассказывает, как встретить полицейских, что разрешено при их визите (например, видеосъемка), что запрещено. С помощью этих рекомендаций вы сможете проинструктировать сотрудников, как им себя вести, какую информацию сообщать, как на законных основаниях отказаться от неожиданного опроса и пр.
Приход полиции – это хорошо
Если первой ласточкой, свидетельствующей о том, что вы и ваша компания небезразличны правоохранительным органам, явился визит оперативников, желающих получить какую-то информацию, то это уже хорошо. Помните, как в песне у Владимира Высоцкого: «Скажи еще спасибо, что…». Взять хотя бы такую специфическую форму посещения правоохранителями офисов компаний, за которой в народе прочно закрепилось название «маски-шоу». Согласитесь, общение с вежливыми людьми в штатском – более позитивное мероприятие.
«Мирное» же прибытие сотрудников полиции (вне зависимости от того, в форме они или в гражданском обличье) не всегда предвещает для компании проблемы. Это может быть заурядная проверка кого-то из контрагентов, плановая профилактическая работа или, например, поиск очевидцев событий, случившихся на прилегающих улицах.
Впрочем, расслабляться все равно нежелательно. Все сказанное незваным гостем о причинах визита может в результате оказаться лишь легендой, под прикрытием которой на самом деле исследуется деятельность именно вашего коллектива, его руководства, бухгалтерии и т.д.
Не переусердствуйте с подготовкой
Некоторые руководители чуть ли не на каждом рабочем месте размещают памятку с инструкцией о том, что делать работникам, если пришли сотрудники полиции. Другие проводят соответствующие инструктажи на планерках. Третьи вообще разрабатывают солидные планы антикризисных действий и даже проводят своего рода тактические учения.
Все это правильно, ведь даже правомерные действия правоохранителей порой могут парализовать деятельность неподготовленной организации. Что уж говорить о случаях, когда среди визитеров оказываются «оборотни в погонах», действующие из злого умысла (например, в интересах конкурентов).
Вместе с тем непродуманное усердие в подготовке к приему гостей может сослужить недобрую службу. Допустим, правоохранители планируют в перспективе возбудить уголовное дело и привлечь конкретных лиц (а это нередко руководитель и главный бухгалтер) к уголовной ответственности. Первое, о чем они задумаются, – это избрание обвиняемому (подозреваемому) меры пресечения. А теперь представьте, что в материалах дела будут фигурировать какие-либо инструкции. Как их будет понимать следствие? Правильно: как рекомендации злодея-гендиректора по противодействию правоохранительным органам. Результат – ходатайство о мере пресечения, связанной с серьезными ограничениями (домашний арест или заключение под стражу). А, суд, будьте уверены, пойдет на поводу. Практика показывает, что судьи верят практически всему, что напишет следователь.
Поэтому любая подготовка к экстремальным событиям, связанным с возможным визитом сотрудников правоохранительных органов, должна проходить так, чтобы ее нельзя было истолковать превратно. Все подготовленные на случай проверок инструкции для персонала обязательно должны содержать требование о безукоризненном соблюдении закона и категоричный запрет незаконного противодействия полицейским.
Правила гостеприимства
Желание иметь четкий и однозначный алгоритм действий, которым следует руководствоваться, если в компанию пришли люди в погонах, вполне понятно. Но проблема в том, что каждый случай индивидуален, и нужно учитывать слишком много факторов. Например, одни организации занимают собственные помещения и даже здания, имеют собственную службу безопасности или хотя бы охрану. Другие скромно арендуют помещение в офисном центре. Соответственно, у первых любой визитер сначала намается на посту охраны и только потом окажется внутри здания; у вторых гость войдет в кабинет руководителя, как снег на голову.
Огромное значение имеет и штатная...