Если дошло до визита в офис полиции, то не только руководству, но и простым сотрудникам приходится лихорадочно соображать, что делать, как промолчать, не нарушая закон, или хотя бы не сказать лишнего. Ответим на эти и другие возникающие вопросы. Дадим вам памятку по приему «мирно» прибывших сотрудников полиции. Предостережем от совершения распространенных ошибок.
Чему можно порадоваться?
Если первой ласточкой, свидетельствующей о том, что ваша компания небезразлична правоохранительным органам, явился визит оперативников, желающих получить какую-то информацию, то это уже хорошо. Помните, как в песне у Владимира Высоцкого: «Скажи еще спасибо, что…». Взять хотя бы такую специфическую форму посещения правоохранителями офисов компаний, за которой в народе прочно закрепилось название «маски-шоу». Согласитесь, общение с вежливыми людьми в штатском – более позитивное мероприятие.
«Мирное» же прибытие сотрудников полиции (вне зависимости от того, в форме они или в гражданском) не всегда предвещает для компании проблемы. Это может быть заурядная проверка кого-то из контрагентов, плановая профилактическая работа или, например, поиск очевидцев событий, случившихся на прилегающих улицах.
Впрочем, расслабляться все равно не стоит. Все сказанное незваным гостем о причинах визита может в результате оказаться лишь легендой, под прикрытием которой на самом деле исследуется деятельность именно вашего коллектива, его руководства, бухгалтерии и т.д.
Не переусердствуйте с подготовкой
Некоторые руководители чуть ли не на каждом рабочем месте размещают памятку с инструкцией о том, что делать работникам, если пришли сотрудники полиции. Другие проводят соответствующие инструктажи на планерках. Третьи вообще разрабатывают солидные планы антикризисных действий и даже проводят своего рода тактические учения.
Все это правильно, ведь даже правомерные действия правоохранителей порой могут парализовать деятельность неподготовленной фирмы. Что уж говорить о случаях, когда среди визитеров оказываются «оборотни в погонах», действующие из злого умысла (например, в интересах конкурентов).
Вместе с тем непродуманное усердие в подготовке к приему гостей может сослужить злую шутку. Допустим, правоохранители планируют в перспективе возбудить уголовное дело и привлечь конкретных лиц (а это зачастую руководитель и главный бухгалтер) к уголовной ответственности. Первое, о чем они задумаются, – это избрание обвиняемому (подозреваемому) меры пресечения. А теперь представьте, что в материалах дела будут фигурировать какие-либо инструкции. Как их будет понимать следствие? Правильно: как рекомендации злодея-гендиректора по противодействию правоохранительным органам. Результат – ходатайство о мере пресечения, связанной с серьезными ограничениями (домашний арест или заключение под стражу). А суд, будьте уверены, пойдет на поводу. Практика показывает, что судьи верят практически всему, что напишет следователь.
Поэтому любая подготовка к экстремальным событиям, связанным с возможным визитом сотрудников правоохранительных органов, должна проходить так, чтобы ее нельзя было истолковать превратно. Все подготовленные на случай проверок инструкции для персонала обязательно должны содержать требование о безукоризненном соблюдении закона и категоричный запрет незаконного противодействия полицейским.
Правила гостеприимства
Желание иметь четкий и однозначный алгоритм действий, которым следует руководствоваться, если в компанию пришли люди в погонах, вполне понятно. Но проблема в том, что каждый случай индивидуален, и нужно учитывать слишком много факторов. Например, одни организации занимают собственные помещения и даже здания, имеют собственную службу безопасности или хотя бы охрану. Другие скромно арендуют помещение в офисном центре. Соответственно, у первых любой...