Top.Mail.Ru
Кадровик – ​тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Что делать, если не хочется работать, а надо? Как заставить себя выполнить небольшое дело, которое по какой-то непонятной причине уже несколько раз откладывалось, переносилось и переписывалось на другой день? И нужна ли самодисциплина, или можно обойтись какими-то более простыми лайфхаками? Как известно, мотивация бывает внешняя и внутренняя. Внешняя – ​это когда вас заставляет начальник. Внутренняя – ​это то, что идет изнутри вас. И именно об этом мы и поговорим в статье – ​как договориться с самим собой, чтобы с наименьшими затратами выполнять даже самые сложные и неприятные дела.

Есть такие дела, которые вы делаете не задумываясь, на «автопилоте». По сути, большая часть жизни как раз из таких дел и состоит. Если бы вы каждый раз задумывались о том, как завязать шнурки или почистить зубы, то этот процесс занимал бы значительно больше времени. Но в некоторых случаях автомотивация дает сбой. То есть что-то пошло не так, и вместо того, чтобы просто взять и выполнить конкретное дело, вы находите сто причин для того, чтобы вообще его не делать или хотя бы не делать прямо сейчас.

Что ломает мотивацию и как этого избежать

Чтобы обычная, работающая мотивация сломалась, нужно сильно постараться. Человек, который каждый день ходит на работу вот уже много лет, не пропустит рабочий день просто так. Должна быть серьезная причина – болезнь, необходимость срочно заняться какими-то личными делами и другие оправдывающие обстоятельства. Мотивация ломается постепенно, как бы расшатывается.

Вся наша жизнь – это цепочка бытовых привычек, которые бывают полезными (например, вовремя приходить на работу) или вредными (постоянно опаздывать). Самый простой способ поддерживать автомотивацию – не ломать ее. Работает – и не трогайте. Нарушение этого процесса обычно происходит тогда, когда человек либо в чем-то серьезно разочаровался (например, поссорился с начальником и больше не хочет и не может его видеть). Либо произошло что-то, что изменило привычные представления о том, что происходит. Вы старались изо всех сил выполнять работу хорошо, но раз за разом убеждались, что ваши усилия никто не ценит, и награждают не вас, а того, кто вообще практически не работает и, по вашему мнению, не заслуживает награды (например, за то, что он – чей-то родственник).

В случае если мотивация всегда работала и вдруг неожиданно сломалась, надо задать себе простой вопрос – что изменилось в ваших убеждениях и картине мира, что вы вдруг стали видеть ситуацию по-другому? И помогает ли вам это или мешает? Если мешает – то можно либо вернуть все назад, как было раньше, либо принять осознанное решение, что, несмотря, скажем, на несправедливость, вы не будете пытаться в одиночку переделать весь окружающий вас мир, а продолжите жить так, как жили раньше (т.е. вовремя приходить на работу и качественно ее выполнять).

Невозможно сделать все дела

Один из основных способов сломать мотивацию (свою или чужую) – это ставить неправильные цели. В русских народных сказках обычно главного героя просят: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». К сожалению, и в обычной жизни часто те цели, которые мы сами себе ставим, и особенно те, которые нам ставят другие люди, бывают далеки от четкости и конкретности.

Если вы раз за разом пытаетесь наилучшим образом угадать то, о чем думает начальник, и у вас нет возможности задать уточняющие вопросы, ваше желание работать будет постепенно угасать. А зачем что-то делать, если все, что вы сделаете, с 99%-ной вероятностью будет «не то»? Поэтому научитесь ставить цели по SMART. И если вам ставят невыполнимые или нечетко сформулированые задачи – вы сможете легко понять, какие вопросы надо задать, чтобы цели стали достижимыми и конкретными.

Сильно ломает мотивацию привычка планировать в несколько раз больше, чем возможно сделать в принципе. Приучите себя к тому, что вы трезво оцениваете то, что реально сделать в течение определенного времени. Списывайте часть дел в «хотелки», т.е. если от того, что дело не сделано, практически ничего не изменится, – возможно, это дело было ненужным. Если эти дела необходимо делать, но технической возможности самостоятельно сделать это нет – делегируйте.

Если делегировать некому – донесите ситуацию до своего руководителя. Часто часть дел можно автоматизировать, например, с помощью компьютерной программы. Раньше банки тратили много времени на работу с платежками, а теперь с помощью интернет-банкинга многие процессы происходят автоматически, практически не требуя работы людей.

Долой перфекционизм! Тягу к недостижимому совершенству. Там, где стоило бы остановиться и признать работу уже выполненной, перфекционист будет без конца и края что-то «усовершенствовать». В результате это мало что...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как зажечь команду: восемь способов против эмоционального выгорания

Разбираемся в причинах эмоционального выгорания сотрудников и ошибках руководителей, которые довели до этого. В частности, к чему приводят отсутствие обратной связи, неправильная мотивация, постоянные требования переработок, скучная и рутинная работа. Расскажем, как бороться с эмоциональным выгоранием. Причем дадим советы не только руководителям в отношении подчиненных – ​как организовать работу, чтобы не допустить стресса у сотрудников, но и порекомендуем работникам, на что обратить внимание в случае, если уже ощущается профессиональное выгорание.

Как научиться делегировать

Поговорим о том, что такое делегирование, как его правильно использовать, какие ошибки чаще всего возникают и как их не допустить. Расскажем, что делегировать не только можно, но и нужно, а что делать не рекомендуется. Как выбрать конкретные дела и как обозначить задачи для сотрудников. Поясним, почему в некоторых организациях невозможно делиться полномочиями, а также какие страхи испытывают руководители при необходимости делегирования, как их избежать. Ну и наконец, выясним, что лучше – ​контролировать сотрудника или все-таки разрешить ему действовать самостоятельно.

Планирование в работе и личной жизни

Поговорим о том, что такое планирование, почему оно необходимо, как им правильно заниматься и с чего начинать. Расскажем о часто совершаемых ошибках, а также как их можно избежать. Выясним, зачем нужно «буферное» время; как расставлять приоритеты при составлении плана на день; почему важно контролировать выполнение плана и перенос незавершенных дел; почему невозможно «успеть всё»; когда важно перестать быть перфекционистом и почему нельзя без «плана Б». Обсудим, что делать, если вы все четко запланировали, но потом по какой-то причине ваши планы рушатся и сдвигаются. Ну и наконец, выясним, какой ежедневник в качестве инструмента выбрать.

Корпоративная культура в небольшой компании

Корпоративная культура – ​это совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации. Это – ​то, чем одна компания отличается от других таких же. В статье поговорим о том, нужна ли корпоративная культура в маленьких компаниях, каким образом ее создать, поддерживать и как сделать, чтобы она прижилась. Расскажем, в чем разница между поверхностным и глубинным уровнем культуры; почему корпоративная культура проявляется особенно четко в конфликтных ситуациях; как не допустить появления негативной культуры в собственной компании.

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Корпоративная культура в небольшой компании

Корпоративная культура – ​это совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации. Это – ​то, чем одна компания отличается от других таких же. В статье поговорим о том, нужна ли корпоративная культура в маленьких компаниях, каким образом ее создать, поддерживать и как сделать, чтобы она прижилась. Расскажем, в чем разница между поверхностным и глубинным уровнем культуры; почему корпоративная культура проявляется особенно четко в конфликтных ситуациях; как не допустить появления негативной культуры в собственной компании.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Как правильно работать и отдыхать

Специалисты по персоналу, как правило, не придают значения тому, как сотрудники отдыхают. Руководство требует сконцентрироваться на повышении производительности труда, поэтому все задачи чаще всего касаются именно рабочего процесса. Вместе с тем от того, как отдыхают сотрудники, будет напрямую зависеть, как они будут работать. Ведь в году всего 28 дней, когда можно отдохнуть, «зарядиться» положительными эмоциями и укрепить здоровье. Поэтому качество ежегодного отпуска сотрудников игнорировать не стоит.