• Журнал «Юридический справочник руководителя» июнь 2019
  • Рубрика Личный интерес

Зацвел по весне. Защищает ли гарантия кузов автомобиля?

Автомобиль – ​это удобный «инструмент» для работы, отдыха и в целом повышения комфорта жизни. Потому любой недостаток недавно купленной машины, особенно если его видят все вокруг, может вызывать огорчение и желание устранить брак по гарантии или вообще отказаться от договора и вернуть деньги. При серьезных недостатках это сделать относительно легко. Но что если речь идет о пустяковых, на первый взгляд, дефектах. Например, коррозии на дверях, крыльях и других элементах кузова. Удастся ли добиться чего-нибудь от продавца (производителя) или придется все устранять своими силами?


Немного теории

Если автомобиль покупает компания, то ее отношения с автосалоном регулируются главой 30 ГК РФ «Купля-продажа» и общими положения об обязательствах и договорах. Если же покупатель – «физик», то применяются еще и положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Это следует в т.ч. из преамбулы Закона.

Так, продавец обязан передать покупателю качественный товар (п. 1, 2 ст. 4 Закона, ст. 469 ГК РФ), при этом действовать добросовестно и предоставлять покупателю всю информацию о товаре и изготовителе (п. 3 ст. 1, ст. 10, ст. 7–10 Закона).

Поскольку автомобиль – товар длительного пользования, изготовитель обязан обеспечить возможность его использования в течение срока службы, в т.ч. через организацию ремонта и техобслуживания (ст. 6 Закона). Кроме того, на автомобиль устанавливается и гарантийный срок, в течение которого покупатель может предъявить претензии по поводу недостатков товара и получить возмещение от продавца (изготовителя). Помимо заводского гарантийного срока продавец также вправе предоставить продленную гарантию от себя (п. 6, 7 ст. 5 Закона, ст. 470 ГК РФ).

Если в период гарантии покупатель выявит недостатки, то может предъявить претензию продавцу (изготовителю), например, об их устранении, о замене автомобиля или о расторжении договора и возврате денег (ст. 18 Закона, п. 3 ст. 503 ГК РФ).

Автомобиль – технически сложный товар

Вместе с тем возможности покупателя автомобиля несколько ограничены. Дело в том, что автомобиль – это технически сложный товар (п. 2 Перечня технически сложных товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924)). Поэтому предъявить претензии можно лишь при соблюдении определенных условий (п. 1 ст. 18 Закона, п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»). Представим в виде схемы.

Схема
Свернуть Показать

Дефекты покраски

К каким недостаткам относятся появившиеся дефекты лакокрасочного покрытия (ЛКП) и кузовных элементов? С серьезными проблемами, когда появляются сквозные дырки (скажем, из-за нарушения технологии сборки или брака металла), все понятно. Но как быть с небольшими дефектами? Для ответа обратимся к судебной практике.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.