Top.Mail.Ru
Приведем самые распространенные заблуждения, которые касаются договоров: об их подписании и оттиске печати, госрегистрации и НДС, проверке контрагента и предварительном договоре. Статья поможет вам избавиться от опасных иллюзий, чтобы грамотнее работать с договорами.

Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как меняется законодательство. В большом потоке новых законов, судебных разъяснений и прецедентов не все могут отследить действительно важные изменения. В результате многие компании при заключении договора поступают так, как они привыкли. Вот только привычно – не значит правильно. Мы решили привести несколько очень распространенных заблуждений, которые чаще всего встречаются на практике.

Миф № 1: На договоре обязательно должна стоять печать

Все привыкли к тому, что на договорах должен быть оттиск печати. Причем привыкли настолько, что документ без заветного синего круга кажется нам странным, если не сказать подозрительным. Но на самом деле печать не является обязательным реквизитом договора! Договор без печати все равно будет считаться действительным и заключенным.

Судебная практика. Определение ВС РФ от 03.12.2015 № 306-ЭС15-15197 по делу № А55-19550/2014

…Суды правомерно указали, что в соответствии с действующим гражданским законодательством наличие или отсутствие в тексте договора оттиска печати не является основанием для признания его незаключенным или недействительным…

Аналогичные выводы можно встретить и в других судебных актах 1.

По сути, проставление печати – один из способов дополнительного заверения документа. Например, некоторые компании для усложнения подделки документов используют разные цвета отдельных элементов печати.

Впрочем, стороны могут написать в договоре, что печать является обязательной, и предусмотреть последствия ее отсутствия (п. 1 ст. 160 ГК РФ). Причем сделать это нужно четко и недвусмысленно, например, так: «Стороны скрепляют печатями последнюю страницу настоящего договора. В случае отсутствия печати хотя бы одной из сторон настоящий договор считается незаключенным».

А вот обозначение «М.П.» в договоре не свидетельствует о том, что стороны договорились об обязательности проставления печати. Это объясняется тем, что аббревиатуру «М.П.» гражданское законодательство не расшифровывает. Поэтому понять ее можно по-разному. Один из самых распространенных альтернативных вариантов расшифровки – «место подписи» 2.

Здесь надо отметить, что с 2015 г. компания может вообще не иметь печати 3. Такой фирме просто нечего будет проставлять в договоре.

Если же печать у компании есть, то об этом обязательно должно быть сказано в уставе. Но проставлять ее на договорах она все равно не обязана 4.

Миф № 2: Неподписанный договор является...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Использование усиленной квалифицированной электронной подписи без ведома владельца: проблемы и их причины

Дан анализ нормативно-правового регулирования порядка получения в удостоверяющих центрах средств создания усиленных квалифицированных электронных подписей (УКЭП). На примерах реальных судебных дел показано, какие неприятности могут возникнуть у граждан и организаций, если УКЭП будет получена и использована без ведома владельца с целью совершения мошенничества: можно лишиться недвижимости, денег и пенсионных накоплений.

Особенности заключения договора по электронной почте

Все чаще договоры заключаются дистанционно путем электронной переписки. И вам важно знать, какие действия (ваши либо контрагента) будут считаться заключением сделки, а какие нет: при каких условиях документ, подписанный не только квалифицированной, но и неквалифицированной либо даже простой электронной подписью, будет иметь юридическую силу? что лучше сделать, чтобы скан договора по «электронке» был воспринят всерьез? каковы условия признания обычной переписки по электронной почте юридически значимой? какие доказательства отправки / получения электронного письма устроят суд? что будет, если содержание электронной переписки совпадает либо отличается от фактического исполнения договора?

Как грамотно использовать электронную подпись

Вы поймете разницу между усиленной квалифицированной и неквалифицированной электронной подписью (ЭП), между ЭП юрлица (фактически должностного лица) и физлица, а также узнаете о планах появления нового вида ЭП. Как получателю электронного документа проверить его целостность и аутентичность, поняв, каким видом ЭП он подписан. Рассказано не только о том, как получается ЭП в удостоверяющем центре, но и как ее грамотно отозвать, чтобы после увольнения работника без его ведома организация не смогла далее подписывать документы его ЭП либо без ведома работодателя бывший работник этого не сделал. Для чего обычно мошенники используют ЭП организации. Что предпринять, чтобы это предотвратить.

Как оформить протокол разногласий к договору

Сначала кратко и просто объясняем необходимый юридический базис: что такое оферта и акцепт, каким составом документов можно оформить заключение сделки (возможны варианты) и когда договор считается заключенным, если стороны попали в ситуацию «пин-понга документами». А потом уже подробно разбираемся с практическими вопросами. Как оформить протокол разногласий и протокол согласования разногласий, какая меж ними разница? Кто их может подписать? Стоит ли в них дублировать из договора полный состав реквизитов сторон? Как оформить письмо с функцией протокола разногласий либо сопроводительное письмо, направляя свой встречный проект договора? Как встроенный в MS Word режим рецензирования и электронная почта помогут существенно упростить процедуру согласования сторонами условий сделки и совместного «отутюживания» текста договора? Как соблюсти жесткие требования, предъявляемые к протоколу разногласий процедурой госзакупок? Ответы на вопросы сопровождаются образцами составления 6 документов целиком (протоколов и писем), а также примерами оформления отдельных отметок и реквизитов.

Как оформить протокол разногласий к договору

Сначала кратко и просто объясняем необходимый юридический базис: что такое оферта и акцепт, каким составом документов можно оформить заключение сделки (возможны варианты) и когда договор считается заключенным, если стороны попали в ситуацию «пин-понга документами». А потом уже подробно разбираемся с практическими вопросами. Как оформить протокол разногласий и протокол согласования разногласий, какая меж ними разница? Кто их может подписать? Стоит ли в них дублировать из договора полный состав реквизитов сторон? Как оформить письмо с функцией протокола разногласий либо сопроводительное письмо, направляя свой встречный проект договора? Как встроенный в MS Word режим рецензирования и электронная почта помогут существенно упростить процедуру согласования сторонами условий сделки и совместного «отутюживания» текста договора? Как соблюсти жесткие требования, предъявляемые к протоколу разногласий процедурой госзакупок? Ответы на вопросы сопровождаются образцами составления 6 документов целиком (протоколов и писем), а также примерами оформления отдельных отметок и реквизитов.

Как жить без печати?

Печать стала необязательным атрибутом юридического лица (Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ). Каким организациям дано право отказа от печати? Какие сложности ждут смельчаков? Как относиться к входящим документам сторонних ­организаций без оттиска печати, если раньше она была на них обязательна?

Как грамотно использовать электронную подпись

Вы поймете разницу между усиленной квалифицированной и неквалифицированной электронной подписью (ЭП), между ЭП юрлица (фактически должностного лица) и физлица, а также узнаете о планах появления нового вида ЭП. Как получателю электронного документа проверить его целостность и аутентичность, поняв, каким видом ЭП он подписан. Рассказано не только о том, как получается ЭП в удостоверяющем центре, но и как ее грамотно отозвать, чтобы после увольнения работника без его ведома организация не смогла далее подписывать документы его ЭП либо без ведома работодателя бывший работник этого не сделал. Для чего обычно мошенники используют ЭП организации. Что предпринять, чтобы это предотвратить.

Использование усиленной квалифицированной электронной подписи без ведома владельца: проблемы и их причины

Дан анализ нормативно-правового регулирования порядка получения в удостоверяющих центрах средств создания усиленных квалифицированных электронных подписей (УКЭП). На примерах реальных судебных дел показано, какие неприятности могут возникнуть у граждан и организаций, если УКЭП будет получена и использована без ведома владельца с целью совершения мошенничества: можно лишиться недвижимости, денег и пенсионных накоплений.