Top.Mail.Ru

Особенности заключения договора по электронной почте

Все чаще договоры заключаются дистанционно путем электронной переписки. И вам важно знать, какие действия (ваши либо контрагента) будут считаться заключением сделки, а какие нет: при каких условиях документ, подписанный не только квалифицированной, но и неквалифицированной либо даже простой электронной подписью, будет иметь юридическую силу? что лучше сделать, чтобы скан договора по «электронке» был воспринят всерьез? каковы условия признания обычной переписки по электронной почте юридически значимой? какие доказательства отправки / получения электронного письма устроят суд? что будет, если содержание электронной переписки совпадает либо отличается от фактического исполнения договора?

Мы постоянно публикуем статьи, объясняющие, что заключение договора возможно не только путем подписания сторонами одного-единственного бумажного документа под названием «Договор». Условия сделки могут быть рассредоточены по целому ряду документов, некоторые из которых могут быть подписаны только одной организацией. Эту тему мы обычно исследовали на примере бумажных документов.

Теперь же поговорим об электронных коммуникациях. Они медленно, но верно вытесняют из нашей жизни «бумагу». Широкое распространение получила практика заключения сделок путем обмена сканированными копиями подписанного договора. Благодаря этому можно оперативно перечислить (получить) оплату и начать работу. Впоследствии контрагенты, как правило, досылают бумажные подлинники по обычной почте. Но иногда на каком-то этапе что-то начинает идти не так, как задумано. Например, исполнитель, получив деньги, так и не приступил к работе, заявив, что никакие документы к нему не приходили. Давайте разберемся, как избежать проблем, обеспечив юридическую силу пересылаемым электронным документам и сообщениям, которые ведут к заключению сделки.

Какие электронные подписи могут быть на договоре

В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, с юридической точки зрения приравнивается к обмену документами 1.

Есть 3 вида электронных подписей 2:

  • простая – подтверждает факт подписания определенным лицом документа посредством использования кодов, паролей или иных подобных средств;
  • усиленная:
    • неквалифицированная – позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
    • квалифицированная – отличается от неквалифицированной тем, что при ее формировании используются криптографические программы, сертифицированные ФСБ РФ. Сертификаты ключа такой подписи выдаются удостоверяющими центрами, аккредитованными Минкомсвязи России. Перечень аккредитованных удостоверяющих центров опубликован на официальном сайте министерства (http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/).

И только квалифицированная электронная подпись признается полноценным аналогом собственноручной подписи. Если для договора предусмотрена простая письменная форма, то он может быть заключен путем обмена электронными документами, подписанными квалифицированными подписями – это общее правило установлено законом 3.

Правда, некоторые договоры должны быть еще:

  • нотариально удостоверены (например, соглашения об отчуждении доли в уставном капитале ООО 4, инвестиционном товариществе 5, управлении партнерством и отчуждении доли в складочном капитале партнерства 6, ренте 7 и др.) или
  • зарегистрированы (например, долгосрочная аренда 8 и договор участия в долевом строительстве 9).

Все эти договоры нельзя заключить простым обменом...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Использование усиленной квалифицированной электронной подписи без ведома владельца: проблемы и их причины

Дан анализ нормативно-правового регулирования порядка получения в удостоверяющих центрах средств создания усиленных квалифицированных электронных подписей (УКЭП). На примерах реальных судебных дел показано, какие неприятности могут возникнуть у граждан и организаций, если УКЭП будет получена и использована без ведома владельца с целью совершения мошенничества: можно лишиться недвижимости, денег и пенсионных накоплений.

Мифы о договорах, от которых надо избавиться

Приведем самые распространенные заблуждения, которые касаются договоров: об их подписании и оттиске печати, госрегистрации и НДС, проверке контрагента и предварительном договоре. Статья поможет вам избавиться от опасных иллюзий, чтобы грамотнее работать с договорами.

Как грамотно использовать электронную подпись

Вы поймете разницу между усиленной квалифицированной и неквалифицированной электронной подписью (ЭП), между ЭП юрлица (фактически должностного лица) и физлица, а также узнаете о планах появления нового вида ЭП. Как получателю электронного документа проверить его целостность и аутентичность, поняв, каким видом ЭП он подписан. Рассказано не только о том, как получается ЭП в удостоверяющем центре, но и как ее грамотно отозвать, чтобы после увольнения работника без его ведома организация не смогла далее подписывать документы его ЭП либо без ведома работодателя бывший работник этого не сделал. Для чего обычно мошенники используют ЭП организации. Что предпринять, чтобы это предотвратить.

Как оформить протокол разногласий к договору

Сначала кратко и просто объясняем необходимый юридический базис: что такое оферта и акцепт, каким составом документов можно оформить заключение сделки (возможны варианты) и когда договор считается заключенным, если стороны попали в ситуацию «пин-понга документами». А потом уже подробно разбираемся с практическими вопросами. Как оформить протокол разногласий и протокол согласования разногласий, какая меж ними разница? Кто их может подписать? Стоит ли в них дублировать из договора полный состав реквизитов сторон? Как оформить письмо с функцией протокола разногласий либо сопроводительное письмо, направляя свой встречный проект договора? Как встроенный в MS Word режим рецензирования и электронная почта помогут существенно упростить процедуру согласования сторонами условий сделки и совместного «отутюживания» текста договора? Как соблюсти жесткие требования, предъявляемые к протоколу разногласий процедурой госзакупок? Ответы на вопросы сопровождаются образцами составления 6 документов целиком (протоколов и писем), а также примерами оформления отдельных отметок и реквизитов.

Как оформить протокол разногласий к договору

Сначала кратко и просто объясняем необходимый юридический базис: что такое оферта и акцепт, каким составом документов можно оформить заключение сделки (возможны варианты) и когда договор считается заключенным, если стороны попали в ситуацию «пин-понга документами». А потом уже подробно разбираемся с практическими вопросами. Как оформить протокол разногласий и протокол согласования разногласий, какая меж ними разница? Кто их может подписать? Стоит ли в них дублировать из договора полный состав реквизитов сторон? Как оформить письмо с функцией протокола разногласий либо сопроводительное письмо, направляя свой встречный проект договора? Как встроенный в MS Word режим рецензирования и электронная почта помогут существенно упростить процедуру согласования сторонами условий сделки и совместного «отутюживания» текста договора? Как соблюсти жесткие требования, предъявляемые к протоколу разногласий процедурой госзакупок? Ответы на вопросы сопровождаются образцами составления 6 документов целиком (протоколов и писем), а также примерами оформления отдельных отметок и реквизитов.

Использование усиленной квалифицированной электронной подписи без ведома владельца: проблемы и их причины

Дан анализ нормативно-правового регулирования порядка получения в удостоверяющих центрах средств создания усиленных квалифицированных электронных подписей (УКЭП). На примерах реальных судебных дел показано, какие неприятности могут возникнуть у граждан и организаций, если УКЭП будет получена и использована без ведома владельца с целью совершения мошенничества: можно лишиться недвижимости, денег и пенсионных накоплений.

Как грамотно использовать электронную подпись

Вы поймете разницу между усиленной квалифицированной и неквалифицированной электронной подписью (ЭП), между ЭП юрлица (фактически должностного лица) и физлица, а также узнаете о планах появления нового вида ЭП. Как получателю электронного документа проверить его целостность и аутентичность, поняв, каким видом ЭП он подписан. Рассказано не только о том, как получается ЭП в удостоверяющем центре, но и как ее грамотно отозвать, чтобы после увольнения работника без его ведома организация не смогла далее подписывать документы его ЭП либо без ведома работодателя бывший работник этого не сделал. Для чего обычно мошенники используют ЭП организации. Что предпринять, чтобы это предотвратить.

Мифы о договорах, от которых надо избавиться

Приведем самые распространенные заблуждения, которые касаются договоров: об их подписании и оттиске печати, госрегистрации и НДС, проверке контрагента и предварительном договоре. Статья поможет вам избавиться от опасных иллюзий, чтобы грамотнее работать с договорами.