• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» июль 2019
  • Рубрика Информационные технологии

Использование усиленной квалифицированной электронной подписи без ведома владельца: проблемы и их причины

  • 0 комментариев
  • 10 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Дан анализ нормативно-правового регулирования порядка получения в удостоверяющих центрах средств создания усиленных квалифицированных электронных подписей (УКЭП). На примерах реальных судебных дел показано, какие неприятности могут возникнуть у граждан и организаций, если УКЭП будет получена и использована без ведома владельца с целью совершения мошенничества: можно лишиться недвижимости, денег и пенсионных накоплений.


За последние годы усиленная электронная подпись (УЭП)1 стала в нашей стране мощнейшим инструментом, широко используемым в системе государственного управления и в деловой деятельности.

Недостатки в инфраструктуре открытых ключей (PKI) и нормативно-правовой базе для ее применения существовали всегда, но до тех пор, пока УЭП использовалась в операциях, не связанных напрямую с деньгами, которые можно было бы «прикарманить», эти недостатки проявлялись достаточно слабо.

В настоящее время усиленная электронная подпись позволяет ее владельцу значительную часть операций со своими финансами и собственностью проводить в удаленном режиме в электронном виде. Многие государственные услуги также можно напрямую получать в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). В результате этого в какой-то мере УЭП стала сейчас жертвой собственного успеха: сфера ее использования охватила очень «денежные» вопросы и, само собой, это привлекло внимание мошенников.

Неожиданно для общественности (но не для экспертов) стало ясно, что речь идет не просто о «дырах в заборе», а об отсутствии забора с той стороны, где люди обычно не ходят! Поэтому вам полезно будет узнать о нормативно-правовом регулировании порядка получения в удостоверяющих центрах средств создания УКЭП, а также о том, как законодатели планируют «латать этот забор».

Судебная практика также показывает, что не все спокойно в «королевстве» электронных подписей.

Процедура установления личности заявителя, обратившегося в удостоверяющий центр

Любое удаленное юридически значимое действие осуществимо только при условии возможности сторон убедиться (так же, как и в бумажном делопроизводстве) в том, что их совершают лица, которые имеют на это право. В электронной среде сделать это, как правило, достаточно сложно. Именно поэтому на удостоверяющие центры (УЦ) возложена обязанность установления личности и полномочий тех, кто будет использовать УЭП.

Одновременно на УЦ возложены и другие обязанности, связанные с обслуживанием PKI-инфраструктуры открытых ключей.

Закон об ЭП устанавливает, что любые взаимоотношения клиента и удостоверяющего центра начинаются с установления личности заявителя и с предоставления последним комплекта необходимых документов и сведений:

Фрагмент документа
Свернуть Показать
Статья 18 «Выдача квалифицированного сертификата» Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

1. При выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр обязан:

1) установить личность заявителя – физического лица, обратившегося к нему за получением квалифицированного сертификата;

2) получить от лица, выступающего от имени заявителя – юридического лица, подтверждение правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата.

2. При обращении в аккредитованный удостоверяющий центр заявитель указывает на ограничения использования квалифицированного сертификата (если такие ограничения им устанавливаются) и представляет следующие документы либо их надлежащим образом заверенные копии и сведения:

1) основной документ, удостоверяющий личность;

2) номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования заявителя – физического лица;

3) идентификационный номер налогоплательщика заявителя – физического лица;

4) основной государственный регистрационный номер заявителя – юридического лица;

5) основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявителя – индивидуального предпринимателя;

6) номер свидетельства о постановке на учет в налоговом органе заявителя – иностранной организации (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации) или идентификационный номер налогоплательщика заявителя – иностранной организации;

7) доверенность или иной документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени других лиц.

Согласно закону процедура выдачи сертификата ключа проверки подписи и состав представляемых в УЦ документов различаются в зависимости от того, кто обращается за этой услугой – физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Если подает документы или получает ключевой носитель информации, а также сертификат ключа проверки подписи не сам владелец, а его уполномоченный представитель, то в УЦ необходимо предоставить доверенность на этого представителя, а также удостоверение личности (паспорт гражданина РФ) этого представителя. Проведенный анализ показал, что в регламентах удостоверяющих центров требования к доверенностям разные и многие принимают простые доверенности (без их заверения нотариусом).

Пример 1

Часто используемая в регламентах удостоверяющих центров «обтекаемая» формулировка в отношении необходимой доверенности

Свернуть Показать

При обращении в Удостоверяющий центр Уполномоченного представителя Заявителя его полномочия должны быть подтверждены соответствующей доверенностью.

Фрагмент документа
Свернуть Показать
Регламент Удостоверяющего центра ООО «Компания «Тензор», утв. приказом от 08.05.2019 № 3152

5.2.4. Перечень документов, предоставляемых Заявителем в Удостоверяющий центр.

Заявитель, присоединяясь к настоящему Регламенту, предоставляет в Удостоверяющий центр следующие документы либо их надлежащим образом заверенные копии и сведения в зависимости от статуса:

5.2.4.1. Для юридических лиц:

...ж. доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия владельца сертификата ключа подписи (в случае если владелец сертификата не имеет права действовать от лица юридического лица без доверенности);

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.