• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» июль 2019
  • Рубрика Психология управления

Как строить отношения с коллегами, подчиненными и начальством

  • 0 комментариев
  • 5 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
На работе проходит почти треть нашей сознательной жизни. У кого-то даже больше. И хочется сделать так, чтобы это время было по возможности приятным. Однако получается, к сожалению, не у всех и не всегда. Что же надо делать и чего следует избегать работодателям, чтобы строить общение с сотрудниками не случайным образом, как само сложится, а целенаправленно, добиваясь не только тактических, но и стратегических целей? Поговорим о том, как правильно выстраивать систему отношений в коллективе как по горизонтали (с людьми, равными вам по статусу), так и по вертикали (с руководством). Обсудим наиболее часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Расскажем о границах между людьми, где они проходят, стоит ли их сдвигать и как не переходить. Ну и наконец, выясним, каким образом наши отношения влияют на нашу карьеру и доходы.


Как правильно выстраивать систему отношений в коллективе

То, как сотрудники относятся друг к другу, – очень важно. Конфликты и ссоры не просто ухудшают настроение, но могут и нанести вред бизнесу. Обиженный сотрудник вряд ли будет так же дружелюбен, как тот, который находится в нормальном настроении, в том числе и с клиентами.

Можно выделить три способа взаимодействия людей в компании (Таблица 1):

  • четко формализованная структура,
  • компания-команда,
  • компания-семья.
Таблица 1

Способы взаимодействия коллектива

Свернуть Показать
Способы взаимодействия коллектива

Четко формализованная структура – это, скорее, компания прошлого, хотя и по сей день их можно встретить в нашей реальности. Компания-команда больше относится к будущему, ее очень любят описывать писатели-фантасты, поскольку в реальной жизни этого достаточно сложно добиться. А компания-семья – это исключение, подтверждающее правило. Потому что работать в такой организации не так легко, как может показаться на первый взгляд. «Родители» могут делать исключения для своих любимчиков и фаворитов, а рядовые сотрудники только вздыхать, видя двойные стандарты управления.

Что делать с этой информацией? Прежде всего проанализируйте, к какому из трех типов относится компания, в которой вы работаете. Лучшее сочетание – это формализованная команда. Т.е. когда четко понятны правила взаимодействия, а сотрудники готовы помогать друг другу и понимают, что только вместе они могут сделать больше, чем каждый по отдельности. Именно к такому идеалу и следует стремиться, шаг за шагом устраняя недочеты и подбирая правильных людей на правильные позиции. Но для того, чтобы повлиять на моральный дух, профессионализм и прочее, вам надо сначала укрепиться в организации, завоевать доверие руководителя и только после этого пытаться что-то менять.

Новичок в коллективе

Если вы только что устроились на работу – очень важно, какое впечатление вы произведете на окружающих в самый первый день работы. Позже какие-то ошибки можно будет исправить, но первое впечатление о человеке остается надолго. Поэтому следуйте правилам:

1. Узнайте как можно больше о том, что принято, а что нет в компании. Как обычно одеваются сотрудники, что обсуждают, где обедают, какие праздники отмечают и т.д. Если вы будете «белой вороной», то тем самым вызовете некоторое отторжение у ряда коллег. Представьте себе креативное рекламное агентство, где в почете нестандартная внешность, одежда, ну и, конечно же, выдающиеся результаты труда. Человеку, одевающемуся в классический деловой костюм, скорее всего, будет неуютно, и он будет плохо вписываться в коллектив. Точно так же «креативно» одетый сотрудник вряд ли сможет работать в солидном банке.

2. Не говорите много о себе. Лучше слушайте и запоминайте, что говорят другие. Вам требуется некоторое время на адаптацию в коллективе. Хорошо, если эта процедура разработана, вам будет проще войти в курс дела. Но так бывает, к сожалению, не всегда. В этом случае вам придется все узнавать самостоятельно, и задача этого периода – не сказать что-то лишнее тому, кому не следует. Есть запретные темы, на которые вообще лучше не говорить. Например, кто сколько денег получает, политика, религия и т.д. Научитесь свободно обсуждать нейтральные темы, которые не столь важны для собеседников, чтобы вызвать конфликт.

См. статью «Тонкости адаптации руководителей и HR-менеджеров на новом месте работы» журнала № 11’ 2012

3. Будьте дружелюбны, но не чрезмерно. Если вы будете слишком сговорчивы – другие сотрудники подумают, что вами легко манипулировать. Если впадете в другую крайность – то они решат, что вы возгордились, и начнут вместе травить выскочку. Поэтому ищите баланс между открытостью и умением держать язык за зубами.

4. Помните про испорченный телефон. Любая информация обычно искажается в процессе многократной передачи. Поэтому не рассказывайте о себе, своей предыдущей работе, своем начальнике, о чем угодно, что могут исказить, переврать и потом использовать против вас. Лучше промолчать, чем не вовремя сказать глупую фразу, которую уже нельзя будет вернуть.

5. Проявите себя как профессионал. Даже своих знакомых и нужных людей нанимают не для того, чтобы занять доходное место кем-либо, а для работы. И от вас ожидают в любом случае демонстрации того, что вы не просто человек, с которым приятно поболтать, но и справляетесь с теми задачами, для которых вас наняли.

6. Заводите друзей. «Друзья» в данном случае – понятие весьма условное. Не стоит просить у этих людей деньги в долг, рассчитывать, что они будут проводить с вами внерабочее время, и т.д. Однако для того, чтобы быть в курсе как формальных, так и неформальных дел, вам потребуются люди, которые захотят вам помочь и сообщить важные новости своевременно, а не тогда, когда будет слишком поздно.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.