Top.Mail.Ru

Знакомьтесь: ассесмент-центр – наиболее точный метод оценки сотрудников

Если верить Википедии, ассесмент-центр, или центр оценки, – ​один из наиболее точных методов оценки компетенций сотрудников. Он основывается на использовании взаимодополняющих методик, которые ориентированы на оценку реальных качеств сотрудников, их психологических и профессиональных особенностей, соответствия требованиям должностных позиций, а также выявление потенциальных возможностей. В чем отличие ассесмент-центра от привычных и давно знакомых методик, таких как интервьюирование и тестирование? Как правильно использовать это метод, чтобы сделать подбор персонала максимально эффективным? Давайте разбираться.

Специфика метода

Ассесмент-центр – один из методов оценки персонала, занимающий особое место в современной практике. В чем отличие и в чем сходство ассесмента с другими методами – тестированием, аттестацией, интервью? Посмотрим на отличительные особенности:

1. Комплексность. В ассесмент-центре используется батарея методов. Туда обычно входят несколько ролевых игр, тестирование, кейсы и др. Одну и ту же компетенцию оценивают разные методики. Например, знание товара у продавца мы можем измерить с помощью тестов, интервью и в ходе ролевой игры.

2. Компетентностный подход. Компетенции, как известно, это навыки и знания, позволяющие сотруднику быть успешным в своей профессии или должности. Обычная аттестация персонала может и не базироваться на компетенциях. Многим знаком вариант, когда комиссия во главе с директором или менеджером по персоналу беседует с аттестуемыми на тему трудностей в работе и дальнейших планов. Итогом бывает совещание, на котором выносится общее решение о присвоении категории, грейда или разряда. Тесты как метод оценки тоже не всегда создаются с учетом требуемых компании компетенций. Часто они разрабатываются на основе документов – должностных инструкций, рабочих регламентов, положений и т.д., которые не всегда содержат описание компетенций и критерии работы. Если же говорить об интервью, то здесь часто происходит сравнение одного сотрудника с другим, когда эталоны для сравнения задаются прямо в процессе оценки. Оценка по компетенциям, напротив, предполагает, что мы определяем критерии заранее. Ассесмент-центр, в отличие от аттестации, тестирования и интервью, строится только на основе списка компетенций и индикаторов поведения. Важное следствие такого подхода – объективность.

3. Оценка поведения. Во время аттестации члены комиссии, конечно, смотрят на поведение сотрудника. Но в их фокусе не столько профессиональные навыки и знания, сколько то, как хорошо аттестуемый умеет произвести впечатление на комиссию. Другими словами, чтобы пройти аттестацию, нужно, как говорят, уметь себя подать. При использовании метода «360 градусов» (опрос коллег, руководителя и внутренних или внешних клиентов) оценивается профессиональное поведение сотрудника. И оценка носит ретроспективный и субъективный характер. То есть эксперты говорят скорее о своих впечатлениях, о том, как человек проявил себя когда-то, но не говорят о его потенциале. Ассесмент-центр включает в себя непосредственное наблюдение за сотрудником в профессиональных ситуациях. Например, для врача профессиональная ситуация – беседа с пациентом, для руководителя – общение с подчиненным или проведение собрания. Поэтому основными методами ассесмента являются практические упражнения и ролевые игры. Что не исключает использования тестов (психологических и профессиональных) и интервью, но скорее в качестве дополнения.

4. Коллегиальность. Решение о выраженности той или иной компетенции наблюдатели принимают в процессе обсуждения. Это сделано для того, чтобы оценка была максимально объективной.

К сведению

Центры оценки, как и многие другие методы и подходы управления (в т.ч. управления персоналом), впервые возникли за рубежом. Передовые способы работы часто появляются либо в оборонно-промышленной сфере, либо в армии. Как пример можно привести создание стандарта описания бизнес-процессов IDEF0, который был разработан департаментом ВВС США. Не исключение и ассесмент-центр, правда, появился он не в США, а в Великобритании в 1942 году.

Во время Второй мировой войны армия Соединенного Королевства стала нуждаться в том, чтобы быстро и точно отбирать людей. На то существовали две причины. Первая связана с необходимостью отбора людей, способных быстро учиться: «Несмотря на то что армия все еще нуждалась в пехотинцах и клерках, множество людей должны были уметь работать со сложным оборудованием. При этом проводить курс обучения и только по его результатам выяснять, способен ли учащийся грамотно работать с радиопередатчиком, было бы большой тратой времени и денег. Надо было найти метод выявления людей, которые способны быстро обучаться 1 необходимым навыкам и имеют потенциал для развития» 2.

Вторая связана с определением способности к руководству у офицеров: «…процент офицеров, удаленных из действующей армии, был пугающе высок. Это происходило потому, что либо они терпели неудачу в бою, либо старшие командиры предвидели эту неудачу. Именно психологами был разработан механизм отбора офицеров, способных руководить людьми. Масштабы данной проблемы значительно понизились. У этой процедуры отбора были две особенности, которые позволяют называть ее прототипом современных Центров Оценки: изучение поведения как показателя успеха при выполнении работы и использование множества источников данных при принятии решения об отборе» 3.

В дальнейшем армейские методы отбора были использованы в Великобритании для оценки сотрудников гражданских государственных учреждений, а позднее и в коммерческих компаниях. Метод быстро разошелся по всему миру.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как не пропустить свое и чужое банкротство

В нынешней нестабильной экономической ситуации информацией о банкротстве очередной организации никого не удивить. Но для контрагентов она часто становится неприятной неожиданностью. Эксперты-практики дают советы должнику и кредитору, как вести себя в делах о банкротстве, что нужно обязательно делать, на что обращать внимание, почему нельзя занимать пассивную позицию. Поговорим о том, по каким признакам можно определить, что в компании грядет банкротство; какие риски и последствия несет банкротство компании для разных сторон – ​самого юридического лица, его кредиторов, контрагентов, работников; что нужно делать должнику, когда началась процедура банкротства; какие сделки накануне банкротства можно заключать, а какие не стоит; что сделать для подготовки компании к несостоятельности; как строить работу с арбитражным управляющим.

Как оспорить запись о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ

Как только закон позволил налоговикам исключать из ЕГРЮЛ организации, имеющие недостоверные данные о юридическом адресе, больше всего пострадал именно честный бизнес. Если у компании в выписке из ЕГРЮЛ появилась запись о недостоверности юрадреса и она не успела сменить или подтвердить его установленным образом, то по истечении шести месяцев после появления такой записи налоговый орган вправе ликвидировать данную фирму. Но как показала практика применения налоговыми органами этой нормы, закон стал действовать не на пользу, а во вред. Налоговики вносят отметки о недостоверности юридического адреса в том числе и предприятиям, которые реально находятся по адресам, зарегистрированным в ЕГРЮЛ. Что делать в таком случае? Каковы риски и последствия для реально действующего бизнеса? Как добросовестным компаниям избежать приостановки предпринимательской деятельности? Надо отстаивать свои интересы, вплоть до обращения в суд! В этом мы вам поможем: в статье найдете необходимые разъяснения и образцы как жалобы в вышестоящий регистрирующий орган, так и заявления в суд.

Интервью с директором ПМЭФ об организации Форума – ​2021

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) проводится с 1997 года. В последнее десятилетие он стал действительно знаковым событием для бизнес-сообщества. О том, как был организован ПМЭФ в 2021 году в условиях коронавирусных ограничений, как были реализованы мероприятия по противодействию COVID-19 (ПЦР-тестирование, аккредитация, дистанционное измерение температуры, обработка помещений и др.), какая культурная программа ждала гостей Форума, мы побеседовали с директором Петербургского международного экономического форума Алексеем Вальковым.

Взыскиваем компенсацию за нарушение патентных прав

Нередко патентообладатель в попытке защитить свои права требует от нарушителя выплатить компенсацию за неправомерное использование запатентованного продукта. Чаще всего спор решить миром не удается и дело заканчивается судом. Потому важно еще на стадии предъявления досудебной претензии и подготовки к рассмотрению спора учитывать судебную практику по вопросу взыскания компенсаций за нарушения патентных прав, в частности на какие обстоятельства и аргументы обращают внимание суды при определении возможности взыскания компенсации и ее размера. Предлагаем обзор свежей судебной практики на эту тему.

Как не пропустить свое и чужое банкротство

В нынешней нестабильной экономической ситуации информацией о банкротстве очередной организации никого не удивить. Но для контрагентов она часто становится неприятной неожиданностью. Эксперты-практики дают советы должнику и кредитору, как вести себя в делах о банкротстве, что нужно обязательно делать, на что обращать внимание, почему нельзя занимать пассивную позицию. Поговорим о том, по каким признакам можно определить, что в компании грядет банкротство; какие риски и последствия несет банкротство компании для разных сторон – ​самого юридического лица, его кредиторов, контрагентов, работников; что нужно делать должнику, когда началась процедура банкротства; какие сделки накануне банкротства можно заключать, а какие не стоит; что сделать для подготовки компании к несостоятельности; как строить работу с арбитражным управляющим.

Что относится к персональным данным: судебная практика

Одним из наиболее непростых практических вопросов, связанных с обработкой персональных данных, является перечень информации, которая может быть к ним отнесена. Дело в том, что перечень этих данных открытый и определять, относятся ли какие-то сведения к персональной информации конкретного лица необходимо индивидуально. Например, будут ли персональными данными фамилия и имя человека, дата и место рождения, паспортные данные, ИНН и пр. в отдельных ситуациях. Обратимся для ответов на эти вопросы к судебной практике.

Дистанционное банковское обслуживание: преимущества и риски

ДБО, безусловно, экономит время, расширяет выбор банков и имеет ряд других преимуществ. Но данный вид обслуживания делает вас зависимыми от технических сбоев в предоставлении связи, от успешной интеграции системы ДБО в информационную систему вашей компании, от возможного мошенничества со стороны третьих лиц. Обязательно взвесьте все «за» и «против» и постарайтесь минимизировать риски. Материал данной статьи поможет вам в этом.

Международные банковские расчеты: инкассо, аккредитив, банковский перевод

Какой из способов оплаты следует использовать, чтобы быть уверенным, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до момента исполнения платежа? Какой способ оплаты позволяет заведомо убедиться в платежеспособности контрагента? На что следует обратить внимание при документарных расчетах? Настоящая статья позволяет детально рассмотреть используемые в мировой практике способы расчетов, их преимущества и недостатки.