Top.Mail.Ru
Описан опыт крупного производственного предприятия. На первом этапе на внутреннее электронное согласование перевели проекты приказов и распоряжений, на втором – локальных нормативных актов (должностные инструкции, положения о подразделении и др.) и части договоров. Покажем, какие задачи при этом пришлось решить: с электронной подписью, маршрутами, этапами и сроками согласования, регламентированием процесса, доработкой функционала СЭД, отчетностью для оценки результативности. Вы можете воспользоваться описанными в статье готовыми решениями и примерами.

В этой статье мы расскажем о своем опыте организации внутреннего согласования (визирования) документов в электронном виде.

Согласование документа (визирование) – это оценка проекта официального документа заинтересованными организациями, должностными лицами, специалистами 1. Внутреннее согласование необходимо в первую очередь для принятия решения руководителем о подписании / утверждении документа.

Какую электронную подпись использовать?

Для внутреннего согласования компания сама вправе решать, каким способом будет подтверждаться факт выполнения этой операции в электронном виде: простой или усиленной электронной подписью (ЭП). В этой статье мы не будем рассматривать виды электронных подписей. Отметим только, что менее затратным будет обеспечение задействованных в этом процессе сотрудников простыми электронными подписями: это не потребует обращения за платными услугами в удостоверяющий центр, ваша система электронного документооборота (СЭД) сможет формировать электронные подписи сама посредством использования кодов, паролей и иных средств 2. Собственно говоря, простую ЭП мы и используем в нашей компании:

  • для внутреннего согласования любых документов и
  • подписания только внутренних документов.

Порядок использования простой электронной подписи у нас описан в Регламенте работы в системе электронного документооборота, с которым под подпись ознакомлены все работники компании:

Пример 1. Фрагмент Регламента работы в СЭД

Имя и пароль к СЭД являются персональными и передаче не подлежат. Действия, выполняемые в СЭД под регистрационной записью участника СЭД, равнозначны личной подписи на бумажном носителе и являются юридически значимыми.

Согласование приказов и распоряжений

Согласовывать в электронном виде мы начали сначала приказы и распоряжения, регламентировав этот процесс в Положении о порядке организации делопроизводства следующим образом:

Пример 2. Фрагмент Положения о порядке организации делопроизводства

При организации работы исполнителя в СЭД согласование проектов приказов (распоряжений) осуществляется в автоматизированном режиме посредством направления проектов документов лицам, назначенным в качестве согласующих, и оформления результатов согласования в СЭД.

В случае отсутствия СЭД у согласующего работника согласование проектов документов может осуществляться посредством корпоративной электронной почты и оформления исполнителем листа согласования с приложением электронных сообщений лиц, участвовавших в согласовании проекта документа, в карточку документа в СЭД.

Для приказов и распоряжений мы разработали маршрут согласования как часть маршрута движения (см. Пример 6), который можно настроить в СЭД. При этом следует учитывать, что согласование может быть:

  • последовательным (очередному визирующему лицу проект документа передается только после отработки исполнителем замечаний предыдущего визирующего лица) или
  • параллельным (одновременное согласование возможно всеми участниками одного этапа согласования).

Вид согласования выбирает исполнитель, направляющий проект документа на согласование в СЭД, который руководствуется все тем же Положением о порядке организации делопроизводства:

Пример 3. Порядок согласования приказов и распоряжений в Положении о порядке организации делопроизводства

Для проектов приказов и распоряжений рекомендуется выбирать параллельно-последовательный тип согласования:

  • в первый этап согласования включаются руководитель подразделения-исполнителя и руководитель подразделения-соисполнителя (при наличии);
  • во второй этап согласования включаются руководители подразделений, работники, направления деятельности и/или функциональные обязанности которых затрагиваются в проекте документа и/или которые указаны в проекте документа в качестве исполнителей (в случае временного отсутствия руководителя подразделения проект документа визирует лицо, временно исполняющее его обязанности);
  • в третий этап согласования включаются заместители генерального директора или руководители прямого подчинения генеральному директору, курирующие затронутые в проекте документа вопросы (если документ подписывается (утверждается) генеральным директором);
  • в четвертый этап согласования включается начальник юридической службы;
  • в пятый этап согласования включается начальник службы ДОУ.

В соответствии с правилами делопроизводства в результате согласования проекта документа человек принимает одно из следующих решений:

  • согласовать – проект документа принят;
  • согласовать с замечаниями – замечания носят редакционный характер, и после их принятия исполнителем проект не требует повторного согласования;
  • отклонить:
    • по проекту документа имеются существенные, принципиальные замечания (например, в отношении состава исполнителей, сроков исполнения, объемов финансирования и др.) либо
    • принципиальное несогласие с проектом документа;
    • вопрос, по которому принимается решение, не входит в зону ответственности работника.

При согласовании в СЭД замечания по проекту документа вносятся в поле карточки документа или прикрепляются в виде файла (см. Пример 7).

Согласованный с замечаниями или отклоненный проект документа возвращается исполнителю для устранения замечаний, переоформления и, при необходимости, повторного согласования.

Сроки согласования, определенные Положением о порядке организации делопроизводства, также настроены в СЭД (по умолчанию там установлены максимальные сроки):

Пример 4. Сроки согласования в Положении о порядке организации делопроизводства

№ п/п Вид документа Срок согласования в СЭД
1 Проекты приказов по основной и административно-хозяйственной деятельности с приложениями справочного характера 1-3 рабочих дня
2 Проекты приказов по основной и административно-хозяйственной деятельности с приложением локальных нормативных актов (не более 50 страниц3) 3-5 рабочих дней
3 Проекты приказов по личному составу 1 рабочий день
4 Проекты распоряжений 1 рабочий день

Но сроки...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Тонкости согласования в СЭД

Показываем варианты построения системы согласования с использованием СЭД, они буквально выстраданы на практике. Как сформировать оптимальный перечень согласующих лиц. Как выстроить матрицу согласования (какие документы описывать индивидуально, как применять метод «больших корзин», как быть с неучтенными в матрице документами). Какие резолюции по результатам согласования в какой логике стоит использовать и каким проблемам тут надо дать заслон (например, чтобы под видом несущественных замечаний не выдавались существенные – согласующие порой грешат этим, чтобы им не пришлось участвовать во 2-м цикле согласования и проверять учет ранее выданных замечаний; чем опасно согласование «по умолчанию», которое есть в некоторых СЭД, и др. нюансы). По каким критериям регламентировать срок согласования каждым участником процесса: кроме объема документа можно учитывать его вид, цикл согласования и должность согласующего. Можно еще установить общий дедлайн разработки документа (при его наступлении процесс придется начинать заново, зато и устаревший проект не будет подписан) – это мотивирует участников! Какой лучше выбрать способ внесения правок в проект. Кому направлять его повторно на 2-м и последующих циклах согласования. Какая отчетность позволит оперативно мониторить ситуацию.

Использование усиленной квалифицированной электронной подписи без ведома владельца: проблемы и их причины

Дан анализ нормативно-правового регулирования порядка получения в удостоверяющих центрах средств создания усиленных квалифицированных электронных подписей (УКЭП). На примерах реальных судебных дел показано, какие неприятности могут возникнуть у граждан и организаций, если УКЭП будет получена и использована без ведома владельца с целью совершения мошенничества: можно лишиться недвижимости, денег и пенсионных накоплений.

Электронный документооборот договоров в СЭД: от проекта до подписания

Описан опыт автоматизации работы с договорами в СЭД: от включения в нее проекта договора и согласования до подписания и регистрации бумажного подлинника с подписями и печатью контрагента. Мы описали, как можно поделить обязанности между исполнителями, готовящими проекты договорных документов, согласующими лицами и специалистом по сопровождению договоров, который выполняет более технические операции и грамотно отражает сведения в СЭД, а также что и как можно передавать и фиксировать в СЭД, чтобы сделать прозрачной договорную работу, легко находить связанные документы, а в случае неприятных казусов быстрее «находить концы».

Как грамотно использовать электронную подпись

Вы поймете разницу между усиленной квалифицированной и неквалифицированной электронной подписью (ЭП), между ЭП юрлица (фактически должностного лица) и физлица, а также узнаете о планах появления нового вида ЭП. Как получателю электронного документа проверить его целостность и аутентичность, поняв, каким видом ЭП он подписан. Рассказано не только о том, как получается ЭП в удостоверяющем центре, но и как ее грамотно отозвать, чтобы после увольнения работника без его ведома организация не смогла далее подписывать документы его ЭП либо без ведома работодателя бывший работник этого не сделал. Для чего обычно мошенники используют ЭП организации. Что предпринять, чтобы это предотвратить.

Электронный документооборот договоров в СЭД: от проекта до подписания

Описан опыт автоматизации работы с договорами в СЭД: от включения в нее проекта договора и согласования до подписания и регистрации бумажного подлинника с подписями и печатью контрагента. Мы описали, как можно поделить обязанности между исполнителями, готовящими проекты договорных документов, согласующими лицами и специалистом по сопровождению договоров, который выполняет более технические операции и грамотно отражает сведения в СЭД, а также что и как можно передавать и фиксировать в СЭД, чтобы сделать прозрачной договорную работу, легко находить связанные документы, а в случае неприятных казусов быстрее «находить концы».

Тонкости согласования в СЭД

Показываем варианты построения системы согласования с использованием СЭД, они буквально выстраданы на практике. Как сформировать оптимальный перечень согласующих лиц. Как выстроить матрицу согласования (какие документы описывать индивидуально, как применять метод «больших корзин», как быть с неучтенными в матрице документами). Какие резолюции по результатам согласования в какой логике стоит использовать и каким проблемам тут надо дать заслон (например, чтобы под видом несущественных замечаний не выдавались существенные – согласующие порой грешат этим, чтобы им не пришлось участвовать во 2-м цикле согласования и проверять учет ранее выданных замечаний; чем опасно согласование «по умолчанию», которое есть в некоторых СЭД, и др. нюансы). По каким критериям регламентировать срок согласования каждым участником процесса: кроме объема документа можно учитывать его вид, цикл согласования и должность согласующего. Можно еще установить общий дедлайн разработки документа (при его наступлении процесс придется начинать заново, зато и устаревший проект не будет подписан) – это мотивирует участников! Какой лучше выбрать способ внесения правок в проект. Кому направлять его повторно на 2-м и последующих циклах согласования. Какая отчетность позволит оперативно мониторить ситуацию.

Как грамотно использовать электронную подпись

Вы поймете разницу между усиленной квалифицированной и неквалифицированной электронной подписью (ЭП), между ЭП юрлица (фактически должностного лица) и физлица, а также узнаете о планах появления нового вида ЭП. Как получателю электронного документа проверить его целостность и аутентичность, поняв, каким видом ЭП он подписан. Рассказано не только о том, как получается ЭП в удостоверяющем центре, но и как ее грамотно отозвать, чтобы после увольнения работника без его ведома организация не смогла далее подписывать документы его ЭП либо без ведома работодателя бывший работник этого не сделал. Для чего обычно мошенники используют ЭП организации. Что предпринять, чтобы это предотвратить.

Опыт маршрутизации движения приказов

Классические подходы организации делопроизводства в практике конкретных предприятий порой дополняются оригинальными решениями. Посмотрите, как авиационная компания решила задачу упорядочения работы по изданию распорядительных документов: как выявила оптимальный состав подписантов; как описала маршруты движения нескольких десятков разновидностей приказов и распоряжений (от инициализации через согласование и подписание до рассылки исполнителям); как могут сосуществовать Табель унифицированных форм документов и Маршрут движения приказов (распоряжений).