• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» сентябрь 2019
  • Рубрика Правовое обеспечение деятельности

Приказ об увольнении: разбираем по реквизитам

Начало статьи, окончание в № 10’ 2019

Кадровый документ, вызывающий на практике больше всего вопросов при его составлении и самое значительное число споров после издания, – это, конечно же, приказ об увольнении. Инспекторы ГИТ особенно любят проверять наличие и правильность оформления таких приказов, а работодатели слишком часто допускают ошибки в них, которые приводят к проигрышам в судах и/или привлечению к административной ответственности. Расскажем все самое важное про текст приказа об увольнении, в том числе какие требования предъявляет закон, что можно взять на вооружение из судебной практики. В первой части статьи подробно исследуем следующие реквизиты: наименование организации и документа, номер и дата, а также сведения о факте прекращения трудового договора и последнем рабочем дне.


Зачем оформлять приказ

Приказ об увольнении относится к кадровым документам, издание которых обязательно. Без него невозможно грамотно провести процедуру увольнения работника независимо от основания прекращения трудового договора. Согласно ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется именно приказом (распоряжением) работодателя, на основании приказа же и в соответствии с его содержанием вносятся записи в трудовую книжку1.

См. статью «Топ-4 ошибок в приказе о приеме на работу, которые могут привести к спору» журнала № 5’ 2019

Потому работодатель не вправе отказаться издавать (оформлять) приказ об увольнении, даже когда сам не желает прекращения трудового договора, например, при увольнении работника по собственному желанию. Если работодатель забудет издать приказ, то его могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (см., например, решение Оренбургского областного суда от 30.05.2018 по делу № 21-216/2018).

Таким образом, оформление приказа об увольнении – не простая формальность. В его отсутствие и работнику, и работодателю в случае возникновения трудового спора будет трудно доказать факт увольнения, если отсутствуют иные доказательства.

Судебная практика
Свернуть Показать

Суд отказал в удовлетворении требования о восстановлении на работе, поскольку в установленном законом порядке трудовые отношения по указанной должности с истцом не прекращены, с соответствующим заявлением на имя работодателя истец не обращалась, приказ об увольнении не издавался (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 25.04.2019 по делу № 33-5828/2019).

В другом деле работодатель утверждал, что работник был уволен и не исполнял трудовые обязанности, но суд все равно взыскал задолженность по заработной плате за спорный период, т.к. приказ об увольнении не издавался, прекращение трудового договора не оформлено в установленном законом порядке, т.е. отсутствуют доказательства увольнения (апелляционное определение Верховного суда Республики Крым от 12.01.2017 по делу № 33-363/2017).

Обратите внимание: в ряде случаев записи в трудовую книжку могут вноситься не на основании приказа об увольнении, а другого документа. Например, при увольнении директора общества с ограниченной ответственностью единственным участником данного общества основанием для внесения записи в трудовую книжку может быть и решение такого участника, а не приказ об увольнении.

Какую форму нужно использовать для приказа об увольнении?

Как видите, важно правильно и своевременно оформить приказ о прекращении трудового договора. Однако, несмотря на обязательность приказа, в ТК РФ:

  • нет требований к его содержанию и оформлению;
  • не указано, какие именно реквизиты обязательны для приказа и как их заполнять, приведены лишь основные требования, связанные с соблюдением процедуры увольнения. Например, что работника надо обязательно ознакомить с изданным приказом под подпись (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ).

Между тем это вовсе не означает, что работодатель может каждый раз произвольно определять содержание и форму приказа. Приказ об увольнении относится к первичным учетным документам. В нем отражается определенный факт хозяйственной жизни с соответствующими правовыми последствиями (прекращение трудовых отношений, выплата компенсации за неиспользованный отпуск и т.п.), поэтому к нему применимы общие положения о первичных учетных документах2 (письмо Роструда от 09.01.2013 № 2-ТЗ). Использовать можно только определенную форму приказа, которая утверждается руководителем организации-работодателя (или ИП самостоятельно), если законом прямо не установлено применение специальной формы для конкретных работодателей. Подробнее о том, как это делается, скажем ниже.

Так, можно применять:

  • унифицированную форму приказа об увольнении (форма № Т-8 или № Т-8а для случаев увольнения нескольких работников одновременно). Унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. Бюджетные организации (госсектор) должны составлять кадровые документы по унифицированной форме (ч. 4 ст. 9 Закона о бухучете). Негосударственные также вправе ими руководствоваться. Для этого применение унифицированных форм закрепляется приказом руководителя организации. Преимущество унифицированной формы заключается в том, что в ней есть все необходимые реквизиты и сложнее ошибиться при оформлении приказа, к тому же ее заполнение вряд ли вызовет нарекания со стороны контролирующих органов (на практике иногда встречаются придирки инспекторов ГИТ, если используется не утвержденная Госкомстатом форма);
  • самостоятельно разработанную форму приказа. Негосударственные организации сами выбирают: взять за основу унифицированную форму приказа или разработать форму документа самостоятельно (письма Роструда от 09.01.2013 № 2-ТЗ, от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1; ч. 4 ст. 9 Закона о бухучете). При этом форма приказа должна содержать все обязательные реквизиты для первичного учетного документа, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете. Приведем их с учетом специфики кадрового документа и назначения приказа об увольнении (Таблица).
Таблица

Обязательные реквизиты приказа об увольнении

Свернуть Показать
Обязательные реквизиты приказа об увольнении
См. статью «Приказ, распоряжение и поручение: что выбрать» журнала № 2’ 2017

Остановимся на одном важном моменте. В ч. 5 ст. 9 Закона о бухучете предусмотрена возможность оформления первичного учетного документа в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, однако в отношении приказа об увольнении такое правило применять нельзя, т.к. трудовым законодательством еще не предусмотрено полноценное электронное делопроизводство. Заполнить форму приказа можно и в электронном виде, но надо обязательно ее распечатать и ознакомить работника уже с бумажным документом. Хранится и предоставляется в качестве доказательства в случае судебного спора также приказ на бумаге.

См. новости «Депутаты предлагают заключать трудовые договоры в электронной форме» и «Правительство РФ одобрило законопроекты о переходе к электронным трудовым книжкам» журнала № 8’ 2019

Итак, мы уже сказали, что при разработке собственной формы за ориентир можно взять унифицированные формы приказов. Но включить и располагать реквизиты можно так, как это наиболее удобно для работодателя. Кто-то использует табличную форму компоновки реквизитов, кто-то – полный аналог унифицированной. И суд, и проверяющие органы будут оценивать, прежде всего, содержание (правильность заполнения) и наличие обязательных реквизитов в приказе.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  1 голос

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.