Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (заключена в г. Женеве 28.06.1952) (далее - Конвенция, Конвенция МОТ № 102) устанавливает минимальные стандарты социального обеспечения в части медицинского обслуживания и обеспечения по болезни, безработице и старости, в связи с материнством, инвалидностью и т.п. Россия при этом взяла на себя обязательства лишь в отношении некоторых разделов Конвенции, а именно:
II. Медицинское обслуживание.
III. Обеспечение по болезни.
V. Обеспечение по старости.
VI. Обеспечение в связи с нечастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием.
VIII. Обеспечение по материнству.
IX. Обеспечение по инвалидности.
X. Обеспечение по случаю потери кормильца.
Положения Конвенции при этом на территории России имеют прямое действие, поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Согласно ст. 25 Конвенции каждое государство должно гарантировать защищенным лицам предоставление обеспечения в старости. При этом по смыслу разд. V Конвенции речь идет скорее о страховом характере такого обеспечения. На это указывает, в частности, то, что обеспечение предоставляется:
1. При наступлении определенных условий, т.н. «страхового» случая. Так, в ст. 26 Конвенции указано, что покрываемым риском является превышение определенного возраста (ч. 1), т.е. по сути, наступление страхового случая – достижение возраста, с которого требуется предоставление обеспечения по старости. За «точку отсчета» Конвенция принимает возраст 65 лет, но национальные власти могут с должным учетом работоспособности пожилых лиц в стране установить и иной возраст – выше или ниже (ч. 2 ст. 26).
И хотя прямо в тексте ч. 1 названной статьи не указано на утрату в связи с возрастом трудоспособности (в части или полностью), это по смыслу норм раздела V Конвенции явно подразумевается, а значит, речь идет о «защите» от утраты заработка, возможности самостоятельно обеспечивать себя. Не зря в ч. 3 ст. 26 Конвенции установлено право предусмотреть в национальном законодательстве возможность приостановления или уменьшения обеспечения, например, при занятии пенсионера какой-либо установленной оплачиваемой деятельностью (т.е. по принципу «если есть доход, то зачем тогда обеспечение от государства?») В этом плане дополнительно легализуется приостановление индексации пенсий работающим пенсионерам, т.к. у них есть источник дохода помимо пенсии.
2. Определенной категории граждан. Конвенция предусматривает, что первоначально обеспечению по старости должны подвергаться лица, работающие по найму, или категории граждан, которые соответствуют установленным властями и Конвенцией требованиям (ст. 29). Специально углубляться в рассмотрение всех категорий не будем, отметим только применение Конвенцией стажевого ценза (стаж уплаты взносов или работы по найму) или ценза оседлости (время проживания) в отношении пенсионеров.
Для приобретения права на пенсию требуется «выработать» от 10 до 30 лет уплаты взносов или работы по найму. Национальные власти вправе устанавливать свои требования, в т.ч. более сокращенные, к такому стажу. При охвате защитой всего экономически активного населения учитывается также не только стаж уплаты взносов, но и среднегодовое число взносов.
Конвенция предусматривает возможность выплаты обеспечения как в полном объеме, так и в сокращенном, если пенсионер не достиг всех требований к стажу (т.е. пенсия в меньшем размере). Но в любом случае пенсия выплачивается в течение всей продолжительности покрываемого риска в виде периодической выплаты (т.е. до смерти получателя, ст. 28, 30).