• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» январь 2020
  • Рубрика Современное делопроизводство

Предоставление документов АО его акционерам – новый алгоритм работы от А до Я

Начало статьи в № 11’ 2019, № 12’ 2019, продолжение в № 2’ 2020, № 3’ 2020

Полный алгоритм затребования документов акционером и их предоставления акционерным обществом показан с учетом нововведений последнего указания Банка России от 28.06.2019 № 5182-У.
В этом номере мы объясняем, как можно уменьшить аппетиты акционеров: даем примеры формулировок для устава или ЛНА общества, где можно закрепить необходимость оплаты акционером изготовления и доставки копий запрошенных им документов; ориентируем вас относительно возможной цены на основе судебной практики. Если акционер требует предоставить много документов, то можно продлить срок их предоставления с 7 до 27 рабочих дней: даем образцы распоряжения и письма для этого; объясняем, что можно считать большим количеством документов.



Если акционер хочет очень много

Когда документы предоставляются акционеру для ознакомления в офисе, АО не несет особых расходов. Так же расходы символические, когда документы предоставляются в электронной форме. Сложнее, если акционер требует предоставить заверенные бумажные копии, особенно когда речь идет о больших объемах документов. Когда запрашиваются копии отчетов оценщиков или документы бухгалтерского учета, счет листов запросто идет на сотни и тысячи. Достаточно часто у АО просто нет технической возможности уложиться в установленный законом срок. Понимая эту проблему, регулятор предусмотрел возможность отсрочки.

Если в требовании акционера запрошены копии документов АО в значительном объеме, срок может быть продлен в целях обеспечения исполнения требования, но не более чем на 20 рабочих дней. Регулятор не акцентирует внимание, как и каким образом осуществляется продление срока. Формально сделать это можно только соответствующим распоряжением полномочного лица АО. Впрочем, на практике такие распоряжения делаются далеко не всегда. Многие считают достаточным направить акционеру соответствующее уведомление (Пример 17). Мы все же рекомендуем составлять внутренний распорядительный документ (см. Примеры 13 и 14). Это позволяет, как минимум, обосновать действия специалистов перед регулятором.

В п. 24 Указания № 5182-У приводятся 2 критерия, позволяющие включить механизм отсрочки. Они, на наш взгляд, довольно мягкие. Значительным признается запрошенный пул документов1, если в нем:

  • более 10 документов (вне зависимости от количества страниц);
  • более 200 страниц (вне зависимости от количества документов).

АО может изменить данные критерии, установив большее количество или объем документов в тексте устава или ЛНА (например, в Положении о предоставлении информации акционерам).

Обратите внимание: в тексте Указания № 5182-У речь идет о страницах (а не мегабайтах), что по традиции относится прежде всего «к бумаге». Однако нормативные правовые акты не ограничивают нас в том, как считать объем электронных документов. Мы можем оценить его и постранично по отсканированным листам А4. Соответственно, мы можем использовать возможность пролонгации сроков предоставления копий и при запросе электронных копий бумажных документов. Однако, чтобы избежать поводов для конфликта, лучше закрепить такую возможность в уставе или ЛНА.

Пример 12

Фрагмент ЛНА о продлении срока предоставления акционеру повышенного объема копий

Свернуть Показать

22.3. В случае если правомочным лицом в Требовании запрошены копии документов Общества в значительном объеме, Общество может продлить срок на их изготовление, установленный в п. 22.2 настоящего Устава.

Срок не может быть продлен более чем на двадцать рабочих дней. Продление срока осуществляется распоряжением генерального директора Общества исходя из реальных технических возможностей по изготовлению копий документов.

Значительным объем документов признается для изготовления копий на бумажном носителе в том случае, если количество листов в копиях превышает 500.

Значительным признается объем документов при предоставлении копий в электронной форме в том случае, если количество отсканированных листов документов превышает 1 000. Однако если акционером запрошены электронные копии документов, отсутствующие в электронном архиве Общества, значительным является объем, превышающий 200 листов (в оригинальных документах на бумажных носителях).

Пример 13

Распоряжение о продлении срока подготовки копий документов для акционеров

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Редакция
и отдел подписки продолжают работать для вас!
Контактные данные здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.