Top.Mail.Ru
Отделу кадров нередко приходится подготавливать проекты локальных нормативных актов, отчеты и планы, затрагивающие персонал организации. Для наглядности часто используются различные блок-схемы. Чтобы их составлять и «читать» правильно, нужно, как минимум, понимать, какие фигуры для обозначения чего применяются. На наглядных примерах показываем алгоритм создания простых блок-схем в двух удобных и при этом доступных системах: в программе Visio, которая входит в пакет Microsoft Office, и в онлайн-режиме на бесплатном англоязычном сайте draw.io. Объясняем, чем удобны эти варианты в отличие от MS Word и MS Power Point, в которых, кстати, тоже можно создавать блок-схемы.

Какую бы программу вы ни выбрали для построения схемы бизнес-процесса, самым главным «орудием труда» всегда остается наш мозг. Только он помогает правильно разложить на составляющие каждую задачу. А все остальные техники – нарисовать в блокноте, разложить процесс в программе, проговорить мысли коллеге или записать перечень задач в CRM – только помогают ему получить нужный результат.

Довольно часто мы сталкиваемся с необходимостью выстроить какой-либо процесс, будь то отстройка междепартаментных коммуникаций или выбор и покупка новой мебели. На уровне ощущений мы понимаем, что хотим получить в результате. Но в голове, к сожалению, не всегда удается сразу структурировать и четко расписать всю цепочку действий, а тем более оптимизировать ее.

Можно не быть бизнес-аналитиком, не использовать построение блок-схем деловых процессов сначала для описания существующего порядка вещей, а потом для его оптимизации. На наш взгляд, изначальное описание любого процесса в виде блок-схемы существенно облегчает его восприятие и способствует правильному выстраиванию «процессной логики» за счет наглядности. Здесь четко видно, кто, когда и что должен делать.

Именно поэтому блок-схемами целесообразно снабжать регламенты бизнес-процессов, которые утверждаются как локальные нормативные акты организации.

Правила построения блок-схем

Итак, существуют три важные характеристики грамотной блок-схемы:

  • Простота. Сложные запутанные схемы достаточно тяжелы для восприятия человеком. Поэтому «неподготовленный» сотрудник может потратить достаточно много времени на ее изучение и понимание. А время сотрудника = деньги компании. Зачем нам их тратить впустую?
  • Наглядность. Когда, благодаря правильной визуализации, «невооруженным глазом» видна логика процесса на схеме, мозгу проще воспринимать его, считывание происходит в разы быстрее 1.
  • Четкая последовательность действий. Чтобы приготовить любимую многими «селедку под шубой», необходимо сначала положить слоями картошку, лук, селедку, а уже сверху морковку, свеклу и залить майонезом. Но если закинуть селедку на свеклу – получится уже не «шуба», а селедка со свеклой. Вряд ли такой салат многим придется по вкусу. Так и в любом процессе – важна правильная последовательность шагов для достижения нужного вам и руководителю результата.

Теперь перейдем к правилам оформления блок-схем.

Если бы в данной статье шла речь о профессиональных описаниях бизнес-процессов, стоило бы сравнить несколько популярных нотаций, например, ARIS, BPMN, EPC и пр. Но мы ведь говорим о блок-схеме «на пальцах», которую любой новичок сможет создать в доступных программах (о них чуть позже). И хотя в любой нотации (программе) есть набор фигур, которыми вы можете пользоваться при построении схемы, во всем мире есть принятые назначения фигур. Для обозначения чего используются самые распространенные из них, см. в Таблице 1. Хотя используемых элементов гораздо больше, на первоначальном этапе вполне хватит этих.

Если же заглянуть в классические правила визуализации блок-схем (скорее в математическом смысле), то здесь используется ГОСТ 19.701-90 2. Он практически полностью соответствует стандарту качества ISO 5807:1985. В этих стандартах показанные в Таблице 1 фигуры используются для тех же целей. Просто там их гораздо больше, чем в нашей таблице. Если вы хотите показать свою экспертность, то имеет смысл неуклонно следовать всем принятым в стандартах обозначениям. Но для описания большинства управленческих бизнес-процессов вполне хватит и тех, что показаны в Таблице 1. Ведь наша главная задача – создать блок-схему, понятную для тех, кто будет ее читать. Нагромождение вариантов используемых элементов может утяжелить схему.

Таблица 1. Элементы блок-схемы (наиболее распространенные)

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Полиграф в кадровой работе

Из статьи узнаете: что представляет собой исследование на полиграфе; как регламентируется его использование в российском законодательстве; в чем может быть польза от его применения работодателем, какие риски следует принимать во внимание; как сейчас складывается практика использования полиграфа в трудовых и связанных с ними отношениях. В вашем распоряжении – ​образцы формулировок в локальные нормативные акты и трудовые договоры, согласий на прохождение работниками и соискателями психофизиологического исследования с применением полиграфа и на обработку общих и специальных категорий персональных данных.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Бесплатные российские сервисы видеоконференций

Несмотря на уход с российского рынка многих иностранных компаний, в том числе и сервисов для проведения онлайн-совещаний и встреч, нашим пользователям есть из чего выбрать. Знакомим вас с 6 популярными отечественными сервисами для проведения веб-конференций, перечисляем их основные функции, достоинства и недостатки. Сравниваем критерии их использования, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий вариант.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.