• Журнал «Юридический справочник руководителя» март 2020
  • Рубрика Бизнес-кейс

Как защитить деловую репутацию организации в Интернете

Предпринимательская деятельность является не только сферой ведения бизнеса, но и полем битвы между конкурентами. Последние могут применять и такой метод нечестной борьбы, как распространение в Интернете сведений, которые порочат деловую репутацию соперника, что в дальнейшем портит имидж компании, мешает заключению выгодных сделок с партнерами и влечет ряд иных неблагоприятных последствий. Как предприятию защитить себя и очистить интернет-пространство от порочащих сведений? Нужно ли соблюдать досудебный претензионный порядок урегулирования подобного спора? С каким иском обращаться в суд? Как составить исковое заявление? Обязательно ли заверять распечатки с сайтов (скриншоты) нотариально? В каком размере придется оплатить госпошлину? Как быстро будет исполнено решение суда?


Деловая репутация организации и кто ее может опорочить

Согласно ст. 150 ГК РФ деловая репутация является нематериальным благом, представляющим оценку деятельности юридического лица, которое защищается законодательством.

Любую репутацию формирует поток информации, которая может исходить от неопределенного круга лица. Кроме конкурентов и бывших партнеров1 распространить сведения о компании могут недовольные клиенты или бывшие сотрудники, уволенные или уволившиеся из-за конфликтных ситуаций. Как правило, львиная доля исков о блокировке сайтов – это требования «закрыть» ресурсы, которые носят названия «отзывы сотрудников», «правда о работодателе» и др.2 Поэтому руководителю необходимо следить за сведениями о его организации в Интернете. Расскажем о реальном случае, с которым столкнулись в своей практике.

Пример 1
Свернуть Показать

Генеральный директор компании обратился к нам с просьбой о блокировке неблаговидных сайтов, из-за которых HR-менеджеры не могли укомплектовать штат сотрудников. Многие отказывались идти на собеседование, а те, кто приходили, спрашивали: «Почему в Интернете пишут, что ваша организация задерживает заработную плату?» или говорили: «Ваш бывший сотрудник написал на форуме, что тут плохие условия работы» и пр. Люди отказывались устраиваться на работу, начитавшись в Интернете негативных отзывов об организации.

В том числе и вследствие описанных в примере обстоятельств деловая репутация является условием успешной деятельности предприятия в целом.

Какие сведения признаются порочащими деловую репутацию? Обратимся к п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 3).

Порочащими являются сведения, которые умаляют деловую репутацию организации (гражданина), а также честь и достоинство гражданина и содержат утверждения:

  • о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства;
  • совершении нечестного поступка;
  • неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни;
  • недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности;
  • нарушении деловой этики или обычаев делового оборота.

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому они относятся. Причем ими не являются сведения, содержащиеся:

  • в судебных решениях и приговорах,
  • постановлениях органов предварительного следствия и
  • других процессуальных или иных официальных документах,

для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок3.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Редакция
и отдел подписки продолжают работать для вас!
Контактные данные здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.