• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» май 2020
  • Рубрика Права и обязанности

Ответственность за подделку документов

Самая распространенная ситуация: руководитель отсутствует, а документ подписать надо срочно! Хорошо, если на месте уполномоченное замещающее лицо.
А если нет? Подделывать подпись на свой страх и риск по телефонной просьбе руководителя?
Вам стоит знать, что будет признано подделкой документа, при каких обстоятельствах какая ответственность за это может грозить. Мы проанализировали возможные варианты и свели их в таблицу – они касаются дисциплинарной ответственности, гражданско-правовой, административной и уголовной (при этом показали нижнюю и максимальную планки негативных последствий).



Обычно, когда говорят о подделке документов, невольно на ум приходят картины поддельных паспортов, удостоверений и преступной группы, которая занимается сбытом фальшивок. Однако на практике подделкой порой занимаются и обычные люди, например офисные сотрудники, причем не задумываясь о сути своих действий. Предположим, требуется подписать срочный документ, а начальника нет в офисе, и он просит по телефону поставить подпись «за него». Или подписывают акт приема-передачи работ до их завершения, т.к. в нужное время не будет уполномоченного лица и т.п. Конечно, тут можно возразить, какая же это подделка-то «просто подписать»? И как можно сравнивать фальшивые паспорта и «невинную» подпись на каком-нибудь приказе – разные масштабы. И разные последствия? Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся.

См. статью «Как оформить подпись за директора» в № 4’ 2020. Показаны варианты легального «замещения» директора. Какими документами это оформляется. Как в каждом из этих случаев оформлять подпись. Как исправлять данные подписанта в полученном документе
См. статью «Ответственность за подделку каких документов и как ужесточили» в № 11’ 2019. Речь идет о существенном повышении наказаний за подделку официальных документов, паспортов, удостоверений, бланков и печатей

Документ – правовые последствия

Для начала определимся с тем, что же такое документ. Это позволит нам выработать понятные критерии фальсификации документа. Погружаться в научно-правовые глубины теории не будем, а просто определимся, как отделить «просто бумагу» от «документа».

В п. 7, 8 ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» есть 2 определения:

  • документ – зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать,
  • а официальный документ – документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке.

В ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» под документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

В ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документами. Часть 1. Понятия и принципы»:

  • есть п. 3.14, где сказано, что «документы (records)» – это документированная информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или частным лицом в качестве доказательства (см. 3.10) и актива для подтверждения правовых обязательств или деловой транзакции (см. 3.18);
  • проследим за отметками «см.» и увидим следующее:
    • в п. 3.10: доказательство (evidence) – документация о транзакции (деловой операции);
    • в п. 3.18: транзакция (transaction) – наименьшая единица рабочего процесса обмена информацией и/или другими ресурсами между двумя или более участниками или системами.

Какой вывод мы теперь можем сделать? Документ – это совокупность определенной информации, которая:

  • зафиксирована на носителе (бумажный, электронный, пленка и т.п.);
  • отражает существование определенного факта, его содержание и свойства, в т.ч. отдельных элементов «внутри» факта;
  • позволяет сохранить во времени и передать эту информацию в пространстве, в т.ч. третьим лицам;
  • обладает особым доказательственным свойством;
  • создана и оформлена организацией, должностным лицом или гражданином в установленном законом или внутренними регламентами порядке (в т.ч. подписана уполномоченным лицом);
  • содержит реквизиты, позволяющие идентифицировать документ.

Совокупность этих признаков придает документу еще 3 важных свойства, указанных в п. 14, 15, 17 ГОСТ Р 7.0.8-2013, а именно:

  • юридическая значимость – свойство документа выступать в качестве подтверждения деловой деятельности либо событий личного характера;
  • юридическая сила – свойство вызывать правовые последствия;
  • достоверность – свойство, при котором содержание документа является полным и точным представлением подтверждаемых операций, деятельности или фактов и которому можно доверять в последующих операциях или в последующей деятельности.

Теперь мы получили критерии, которые позволяют отделить «просто бумагу» от документа, хотя оба могут фиксировать факты из жизни и передавать сведения в пространстве и времени.

«Просто бумага» при определенных обстоятельствах может использоваться как доказательство факта даже в суде (ст. 71 ГПК РФ, ст. 75 АПК РФ). Но у нее нет другого свойства, которое превратило бы ее в документ – она не обладает юридической силой и не влечет правовых последствий. В чем это проявляется? Давайте разберем несколько наглядных ситуаций:

Пример 1
Свернуть Показать

Возьмем для примера учет рабочего времени. Допустим, начальник цеха записывал в тетрадке, кто пришел на смену, а кого не было, потом перенес эту информацию в табель учета рабочего времени. Гораздо позже обнаружил небольшое расхождение между сведениями в них и установить, где правильно, не получается – начальник не помнит, где верно. Данные из какого документа будут обладать юридической силой и использоваться для начисления заработной платы?

Обязанность вести учет отработанного работниками времени установлена ч. 4 ст. 91 ТК РФ, для этого, как правило, используется специальная унифицированная форма табеля учета рабочего времени (№ Т-12 или № Т-13, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1). Она заполняется в установленном порядке, содержит конкретные реквизиты и подписывается уполномоченным лицом. Это отличает табель от тетрадки, потому для бухгалтерии приоритет за табелем, который обладает сразу и юридической значимостью, и юридической силой в силу особого статуса, закрепленного за ним законодательством и локальными нормативными актами. «Официальной» силой будет обладать табель и для судов1.

Тетрадка же может использоваться как одно из доказательств в споре о достоверности данных в табеле, но пока достоверность не опровергнута, табель считается документом, а тетрадка – «просто бумагой» для внутреннего пользования.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  1 голос

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.