Top.Mail.Ru

Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

В связи с пандемией нового коронавируса был введен мораторий на проведение проверок до конца года, но только для субъектов малого и среднего предпринимательства. К тому же в некоторых случаях проверки все равно состоятся. Расскажем о проверках соблюдения трудового законодательства, основанных на так называемом риск-ориентированном подходе, которые проводят уже два с лишним года. Рассмотрим, что представляет собой такой подход, как он работает на практике и почему с его появлением радикально изменилось количество проверок и выявленных нарушений.

Впервые упоминание о риск-ориентированном подходе в законодательстве появилось в 2015 году (ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – Закон № 294-ФЗ). Однако применять его начали спустя почти три года. Корректировки в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875) 1, вступили в силу с 1 января 2018 года.

Внимание к рискам

О том, что такое риск-ориентированный подход, сказано в ч. 2 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ. Это метод организации проверок, при котором для каждой категории компаний устанавливается своя периодичность, продолжительность и форма контрольных мероприятий. Зависимость такая: чем опаснее деятельность компании и больше вероятность нарушений, тем пристальнее будет внимание проверяющих.

Таким образом, трудинспекторы теперь проверяют не все компании подряд, а только те, в которых вероятность нарушений наиболее высока.

Проверки в 2020 году

В нынешнем году из-за пандемии проведение проверок существенно ограничено (Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»). Так, внеплановые проверки проводятся только в 4 случаях (постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля…»):

  • по факту причинения (угрозы причинения) вреда жизни, здоровью граждан или возникновения чрезвычайных ситуаций (при условии согласования проверки с прокуратурой);
  • для контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  • на основании поручения Президента РФ или Правительства РФ, требования прокурора;
  • для предоставления или возобновления действия лицензии (разрешения, правового статуса).

Причем большинство проверок – дистанционные. Исключения могут быть установлены исключительно Президентом РФ, Правительством РФ или прокурором и только для первых трех пунктов списка.

А вот в рамках плана проверить могут лишь организацию, которая не относится к субъектам малого (среднего) предпринимательства. Да и то при условии, что ее деятельность (производственные объекты) отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к 1 классу (категории) опасности, либо в организации установлен режим постоянного государственного контроля (надзора). Причем проверка также будет дистанционной.

Количество проверок

По задумке такой подход должен был уменьшить количество выездных проверок и одновременно повысить их эффективность. И надо сказать, что ожидания оправдались. Общероссийская статистика показывает, что контролеры действительно стали реже приходить в гости (см. Диаграмму 1).

В регионах схожая динамика.

Диаграмма 1. Количество проверок Государственной инспекции труда в целом по России в 2015–2020 гг. 2

Количество нарушений

Вместе с уменьшением числа проверок снизилось и количество выявленных нарушений (Диаграмма 2). Если в 2015 году их было почти 600 тыс., то в 2018 году – чуть больше 300 тыс. Официальных данных за 2019 год, к сожалению, нет. По неофициальной информации, количество выявленных нарушений составило порядка 313 000.

Диаграмма 2. Количество выявленных нарушений по результатам проверок (включая внеплановые) Государственной инспекции труда 2015-2019 гг. 3

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Елена Кожемякина: «Три самые опасные темы для работодателя: персональные данные, воинский учет и охрана труда»

В прошлом году на кадровые департаменты легло немало сложной работы (в частности, многочисленные изменения в охране труда). К тому же на горизонте маячат довольно высокие штрафы, например, в области персональных данных и ведения воинского учета (обе сферы, скажем так, не чисто кадровые). О самых рисковых областях работы, которым следует уделить особое внимание работодателям в 2024 году, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» поговорил с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Когда можно провести служебную проверку сотрудника со сменным режимом работы?

Работнику установлен сменный режим работы. В какое время сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка (процедура предусмотрена в ЛНА), можно пригласить на комиссию по проведению проверки?

10 важных дел кадровика накануне Нового года

Наступил декабрь, а это значит, что у кадровика есть определенные дела, которые обязательно надо закончить до начала Нового года. Напомним, какие основные задачи стоят перед службой персонала (приведем необходимый минимум), чтобы в предновогодней суете о них не забыть и уйти на праздники со спокойной совестью.

Как проходит профилактический визит ГИТ

Автор объясняет, в чем заключается это мероприятие, когда к вам могут прийти, как вы сами можете запросить визит инспектора, а также показывает образцы заявления о проведении профилактического визита ГИТ и акта о профвизите.

Елена Кожемякина: «Три самые опасные темы для работодателя: персональные данные, воинский учет и охрана труда»

В прошлом году на кадровые департаменты легло немало сложной работы (в частности, многочисленные изменения в охране труда). К тому же на горизонте маячат довольно высокие штрафы, например, в области персональных данных и ведения воинского учета (обе сферы, скажем так, не чисто кадровые). О самых рисковых областях работы, которым следует уделить особое внимание работодателям в 2024 году, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» поговорил с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Судебное обжалование предписаний инспекции труда

Два года назад в силу вступил Кодекс административного судопроизводства РФ. Предполагалось, что предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса. Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей. Однако этим летом ВС РФ пришел к окончательному мнению, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке. Остановимся на наиболее спорных моментах, которые вызывают у работодателей вопросы при обращении в суд.

10 важных дел кадровика накануне Нового года

Наступил декабрь, а это значит, что у кадровика есть определенные дела, которые обязательно надо закончить до начала Нового года. Напомним, какие основные задачи стоят перед службой персонала (приведем необходимый минимум), чтобы в предновогодней суете о них не забыть и уйти на праздники со спокойной совестью.

К чему готовиться работодателям в 2023 году?

Прошлый 2022 год был богат на события. Работодатели испытали сразу несколько шоковых ситуаций. Помимо изначально запланированных масштабных законодательных изменений, например, касающихся охраны труда, были и многочисленные не предвиденные заранее, с которыми кадровикам пришлось работать в авральном режиме. Наш журнал попросил экспертов подвести итоги года и рассказать, на какие нововведения в кадровой сфере нужно обратить внимание уже с начала 2023 года, а также какие тренды на рынке труда будут преобладать. Мы обсудили электронный кадровый документооборот, объединение ПФР и ФСС России, трудовые отношения с иностранными работниками, мобилизацию, ожидаемые проверки работодателей, назревающие судебные споры с работниками, цифровизацию в подборе и оценке кандидатов, возможности профессионального роста HR-специалистов. А теперь делимся с вами экспертными мнениями.