Продолжаем рассматривать тему административной ответственности за нарушения трудового законодательства и требований охраны труда. На этот раз затронем вопросы назначения наказаний, обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности и особенности применения ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ.
Кто может наказать
Дела по «нашим» кадровым статьям (ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27, ч. 1–4 ст. 5.27.1 КоАП РФ) рассматривает Роструд в лице его должностных лиц (ст. 353 ТК РФ, ч. 2 ст. 23.12 КоАП РФ). Кроме того, надзор и контроль за соблюдением норм трудового права осуществляет прокуратура (см. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). В отдельных отраслях наряду с ГИТ надзор осуществляют и иные органы. Например, надзор:
- за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил относится к компетенции Роспотребнадзора;
- в сфере миграции – МВД России и т.д.
Судьи же рассматривают дела, предусмотренные частями 2, 5 и 7 ст. 5.27, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, когда ответственность назначается за совершение повторного правонарушения (при условии, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело, передает его на рассмотрение судье, см. ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Куда обжаловать назначение наказания
Если административное наказание вынесено должностным лицом, то обжалование происходит в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).
До опубликования постановления Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года» существовала неопределенность в вопросе подведомственности подачи жалобы работодателем в суд общей юрисдикции или в арбитражный. Президиум ВС РФ дал исчерпывающий ответ на указанный вопрос – уполномоченным органом является суд общей юрисдикции.
Особенности применения ответственности
Одни из наиболее распространенных вопросов, с которыми сталкиваются как проверяющие, так и лица, привлекаемые к административной ответственности:
- нужно ли суммировать штрафы (например, когда речь идет о нарушении по ч. 4 ст. 5.27, ч. 4. ст. 5.27.1 КоАП РФ и др.) и
- возможно ли ограничиться только максимальным размером, указанным в соответствующей части статьи?
Практика показывает, что в ходе проверки инспекторы обычно не ограничиваются одним нарушением, а стараются найти их как можно больше.
Статья 4.4 КоАП РФ...