Top.Mail.Ru

Что ужесточит административную ответственность

Административная ответственность может быть ужесточена, если по делу об административном правонарушении будут установлены обстоятельства, отягчающие ответственность. Причем некоторые из них выявляются уже после совершения правонарушения на стадии рассмотрения дела из-за неверных действий привлекаемого к ответственности лица. Что же такое отягчающие обстоятельства, какие они бывают и можно ли их избежать вовсе или хотя бы повлиять на их трактовку как незначительных?

Когда правонарушению прибавляют «тяжести»

В предыдущем номере журнала мы говорили о том, что при привлечении к административной ответственности основная цель не наказание, а профилактика будущих правонарушений, предотвращение их совершения как самим нарушителем, так и другими лицами. Потому всегда по делу об административном правонарушении перед принятием решения о наказании требуется изучать все обстоятельства совершения нарушения, в том числе смягчающие и отягчающие административную ответственность. Иначе есть риск применить слишком жестокое наказание и тем самым достичь обратного эффекта.

Смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства служат своеобразным индикатором опасности правонарушения и состояния «правового здоровья» привлекаемого к ответственности лица. Наличие смягчающих обстоятельств свидетельствует о «выздоровлении» правонарушителя или, по крайней мере, о легком «течении» отрицания закона, когда еще не все потеряно для будущего законопослушания.

При этом основная суть смягчающих обстоятельств выражается одним словом – раскаяние, когда нарушитель осознает дурноту своего поступка и старается исправить ситуацию. Такое поведение законодатель всячески поощряет и потому установил открытый перечень смягчающих ответственность обстоятельств – судья или административный орган (должностное лицо), рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающим и не указанное прямо в законе обстоятельство (хотя в подавляющем большинстве случаев все ограничивается законным перечнем).

Но есть и признаки, противоположные смягчающим, – отягчающие административную ответственность обстоятельства. Они, напротив, сигнализируют о нежелании уважать закон и тяжелом «течении» отрицания закона. Конечно, не всегда их наличие свидетельствует о «неизлечимом» состоянии правонарушителя, но побуждает государство в лице соответствующих органов применить кнут пожестче для приведения нарушителя в чувство. Правда, и тут проявляется гуманизм законодателя: перечень отягчающих ответственность обстоятельств приведен в ст. 4.3 КоАП РФ, и если мы его откроем, то заметим три интересных особенности:

1) перечень – закрытый (в отличие от смягчения нельзя признать отягчающим обстоятельство, если оно прямо не указано таковым в законе);

2) в зависимости от обстоятельств правонарушения отягчающее обстоятельство могут не признать таковым (обратите на это особое внимание – смягчающее обстоятельство по смыслу ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ не может «обнулиться» или превратиться в отягчающее, а отягчающее – может «испариться», как будто его и нет);

Судебная практика

Таможенный орган при вынесении постановления о привлечении общества к административной ответственности отметил такое отягчающее обстоятельство, как повторное совершение однородного правонарушения. Суд счел возможным «обнулить» это обстоятельство из-за малозначительности правонарушения: обществом допущен незначительный пропуск срока предоставления документов (30 мин.) и неблагоприятных последствий не наступило (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 по делу № А23-5809/09А-18-288).

3) количество отягчающих обстоятельств, приведенных законодателем, меньше, чем смягчающих. В перечне в ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ приведено лишь шесть обстоятельств.

Связаны такие особенности отягчающих ответственность обстоятельств, вероятно, с тем, что законодатель стремится в первую очередь исправить нарушителя, а не покарать. Он опасается, как упоминалось выше, добиться обратного эффекта, перегнув палку, потому и предусматривает как можно меньше случаев ужесточения наказания.

При этом из шести обстоятельств ст. 4.3 КоАП РФ лишь четыре сполна применимы к организациям 1:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного правонарушения;

3) совершение административного правонарушения группой лиц;

4) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

Рассмотрим эти обстоятельства подробнее.

Требование? Нет, не получали…

Самый первый пункт в отягчающем перечне КоАП РФ – продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его (п. 1 ч. 1 ст. 4.3). Вероятно, его место на первой ступеньке не случайно. Ведь речь, как видно из формулировок, идет об особом упорстве в несоблюдении закона: нарушителю указали, в чем оно заключается, но он все равно считает себя правым.

Практика ФАС России

Компания получила от ФАС России предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства: прекратить применение нормативного акта, который не должен был применяться в отношениях с потребителями, и произвести перерасчет платы за услуги. Об устранении нарушений требовалось доложить в антимонопольный орган. Компания проигнорировала требования, что ФАС России посчитала отягчающим административную ответственность обстоятельством и назначила штраф в 25 млн руб. (постановление Тульского УФАС России от 29.04.2020 по делу № 071/04/14.31-162/2020).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как правильно составить согласие на обработку персональных данных

С декабря 2023 года штрафы за обработку персональных данных без согласия субъекта или с неверно составленным согласием выросли до 700 000 рублей. А за год до этого изменились и требования к самим согласиям на обработку персональных данных. Рассказываем, какие согласия и в каких случаях необходимо составлять, почему лучше оформлять разные согласия на обработку персданных, а не включать все в одно, приводим образцы согласий для наиболее типичных ситуаций, даем советы по оптимизации документооборота.

Мобилизация – ​перспективы административной и уголовной ответственности за уклонение

C начала объявления частичной мобилизации ведутся дискуссии о ее сроках, лицах, подлежащих мобилизации, отсрочках и основаниях освобождения от нее. Многих беспокоит также вопрос об ответственности за уклонение от этого мероприятия. Известны примеры предупреждения граждан со стороны военкомов о перспективах уголовного преследования. Так как на эту тему существует много мнений, зачастую копирующих друг друга и при этом не всегда соответствующих действительности, предлагаем посмотреть, как обстоит вопрос с ответственностью на самом деле.

Может ли юрлицо отказаться от импортного груза?

Может ли юридическое лицо, которое указано в отгрузочных документах в качестве получателя импортного груза, быть привлечено к административной ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ, если оно отказалось от получения груза до истечения срока его хранения, но при этом уведомило об отказе только перевозчика груза и не направляло письменных отказов на склад временного хранения и таможенный орган?

Смягчение административной ответственности: практика применения

Федеральный закон от 26.03.2022 № 70‑ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступил в силу 06.04.2022. Этот закон вошел в пакет антикризисных мер, хотя его разрабатывали еще до событий 2022 года, вызвавших необходимость принятия властями специальных мер в связи с международными санкциями. Он значительно смягчил административную ответственность для организаций, а также их работников. Уже появилась судебная практика его применения. Мы напомним основные его положения и расскажем, как их применяют суды, в т. ч. почему не стоит ожидать автоматического снижения ответственности в случае подпадания под новые нормы и каким образом применяются положения об обратной силе закона к совершенным ранее правонарушениям.

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания согласно ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. И последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела, в отличие, скажем, от популярных оснований освобождения от административной ответственности – малозначительности правонарушения (ст. 2.9) и крайней необходимости (ст. 2.7) – которые «цементируются» в момент совершения правонарушения. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания. Поясним, какие действия суды признают содействием в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Малозначительность: когда получится «уйти» от ответственности

КоАП РФ содержит несколько оснований для освобождения от административной ответственности, одно из которых – ​малозначительность административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ). В 8 из 10 просматриваемых судебных дел привлекаемое к ответственности лицо пытается прямо или косвенно сослаться на малозначительность правонарушения. Однако суды в основном такие доводы отклоняют. Почему так происходит и что в действительности следует понимать под малозначительностью – ​расскажем в этой статье. С помощью нашей подборки судебной практики вы сможете сориентироваться при схожих с рассмотренными обстоятельствах и не упустите шанс избежать ответственности, когда это возможно.

Когда к ответственности привлекут и организацию, и должностное лицо

Одной из самых неприятных ситуаций для любого предпринимателя является внимание к его персоне со стороны проверяющих, которые обязательно находят в его деятельности нарушения и карают по всей строгости закона. На практике некоторые пытаются уходить от административной ответственности, свалив все на своих должностных лиц. Однако получается это не всегда, более того, зачастую проверяющие наказывают и тех и других. Почему так происходит, можно ли этого избежать, расскажем в статье.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Работодатель и его должностные лица не могут быть привлечены к ответственности за правонарушение по истечении определенного времени после его совершения. Такой период времени называется сроком давности. За его пределами инспекция труда не может вынести постановление по делу об административном правонарушении, а если постановление принято, то это можно будет оспорить.