Top.Mail.Ru
Пандемия коронавируса для всех наступила неожиданно. Компании пытаются хоть как-то остаться на плаву и начинают увольнять сотрудников. Юристы компаний столкнулись с проблемой увольнений, так сказать, с обеих сторон. Во-первых, зачастую приходится увольнять подчиненных или помогать принять решение, кого уволить, а во-вторых, бывает, что и готовиться к собственному увольнению. Ведь никто не знает, что будет завтра. Расскажем, на что обращать внимание при увольнении.

Увольнение – это стресс. Потеря постоянной работы в списке Маркса по степени напряженности стоит сразу же после смерти близкого человека 1. В период экономического кризиса увольнение для работника еще страшнее, потому что ставит под угрозу материальное благополучие.

С позиции руководителя необходимость сокращать персонал тоже нелегкая ноша. Здесь мы имеем в виду не юридическую сторону вопроса. Процедуры увольнения по сокращению численности или штата либо вследствие ликвидации предприятия более-менее известны и понятны. А вот управленческие последствия не всегда ясны.

Последствия увольнения для организации

Организация – система, а в системе изменение или потеря одного элемента неизбежно вызывает изменения других элементов.

Коллектив

Первый удар принимает на себя коллектив. Когда коллегу увольняют, другие примеряют эту ситуацию на себя, думая о том, что они могут стать следующими. Подчиненные лихорадочно перебирают причины и разрабатывают планы, как не попасть под волну увольнений. Паника приобретает порой ужасающие формы.

Пример 1

В связи с уменьшением объема производства руководство завода распорядилось провести в подразделениях небольшую «оптимизацию» штата. Другими словами, предлагалось уволить часть персонала. Юротдел пострадал меньше всего. Здесь нужно было избавиться только от одного сотрудника. Руководитель предложил написать заявление по собственному желанию одному из юристов – девушке, пришедшей работать не так давно. Начальник решил, что это самый бесконфликтный, спокойный вариант – уволится новенькая сотрудница, а старые, опытные кадры останутся, и никто не будет в обиде. Но не тут-то было. Утром зайдя в отдел, он увидел следующую картину. Подчиненные выясняли между собой отношения и кричали. Прислушавшись, он различил отдельные фразы:

  • А я на этом участке 15 лет сижу!
  • Я раньше тебя пришел!
  • А у меня трое детей!

В общем, сотрудники пытались доказать друг другу, что именно они заслуживают остаться на работе в первую очередь. Стартовым событием для перепалки послужило увольнение молодой сотрудницы.

Люди начинают ссориться, плести друг против друга интриги и одновременно пытаются стать для руководителя лучшим другом. Недоверие расползается по всему коллективу как инфекция.

Организация работы

Хотя сотрудников становится меньше, это отнюдь не означает, что количество работы тоже сократилось. Напротив, оставшимся подчиненным придется взять на себя больше обязанностей, а делать этого им, разумеется, не хочется. Заработная плата не увеличивается, а нагрузка возрастает. Поэтому после оптимизации численности перед руководителем появятся две проблемы:

1) кому поручить работу;

2) как мотивировать на выполнение дополнительных обязанностей.

Пример 2

В компании сократили бухгалтера по зарплате, которая, помимо начислений сотрудникам, занималась оформлением на работу – составлением приказов, трудовых договоров и прочими аспектами кадрового делопроизводства. В связи с тем, что набора персонала не было, прием на работу оказался неактуален. Но осталась другая работа – оформление командировок, отпусков, увольнений. Директор решила перепоручить обязанности, но оказалось, что передавать их некому. Все сотрудники работали на других участках и наотрез отказывались брать на себя дополнительные обязанности.

Кого уволить

Прежде чем проводить увольнения, стоит провести аудит трудовых функций уже работающих сотрудников. Мы рекомендуем делать это в виде таблицы. Посмотрим на примере бухгалтерии.

Пример 3

Как видим, каждый из сотрудников находится на своем месте. Но, как правило, сотрудники умеют работать не только на своем участке. Поэтому целесообразно заранее поговорить с подчиненными и выявить дополнительные навыки. В результате у вас получится другая таблица (см. последний столбец).

Продолжение Примера 3

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Ответственность работодателя за имущество работника

Показываем на примерах из судебной практики, когда суд в вопросах возмещения причиненного вещам сотрудника вреда встанет на сторону работодателя, а когда, наоборот, поддержит работника; когда взыщет полный размер ущерба, а когда – ​только часть. Узнаете, может ли работник (в том числе генеральный директор) заявить о возмещении денежных сумм, потраченных им на нужды компании. Статья полезна как работодателям (надо знать, как защитить свои интересы при заявлении сотрудниками претензий и исков о возмещении ущерба), так и самим работникам (чтобы быть в курсе сложностей доказывания и заранее взвешивать все «за» и «против» предъявления работодателю требований).

Если на работника надо составить характеристику

Рассказываем, какие характеристики может потребоваться составить на работника (внешние, для предоставления вовне организации, и внутренние, для кадровых и иных мероприятий). Предлагаем образцы документов, когда работник себя зарекомендовал положительно или, напротив, отрицательно. Даем советы по их оформлению (какую информацию включать, кто может подписывать, какие сроки выдачи). Приводим пример из судебной практики, когда работница пыталась признать незаконной характеристику, отменить ее и обязать работодателя выдать объективную.

С Международным женским днем!

Даже если на улице еще холодно, накануне 8 Марта на душе у большинства людей становится тепло. Все-таки в эту дату мы отмечаем Международный женский день, когда на улицах, в магазинах, офисах и домах появляется очень много цветов, улыбок и хорошего настроения. Мы подготовили к этому празднику небольшое поздравление, которое вы можете использовать как шпаргалку, чтобы поздравить своих коллег – милых дам.

О женской карьере

В месяце, когда отмечается Международный женский день, поговорим о женской карьере. Что означает семейная карьера? Какие психологические барьеры мешают женщинам реализовывать себя профессионально? Как от них можно избавиться? Почему не нужно подавлять эмоции? В каких случаях начинаются психосоматические болезни? Почему играть с мужчинами по их правилам тяжело и опасно? Как «дружить» с эмоциями, чтобы они помогали? Какие плюсы женского характера и психики помогают в построении карьеры? Как гармонизировать работу и личную жизнь?

Имущественные последствия супружеской неверности: заключаем брачный договор

Закон предоставляет супругам возможность изменить действующий по умолчанию режим совместной собственности путем заключения брачного договора в соответствии со ст. 42 СК РФ. По условиям контракта они вправе установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из них, а также предусмотреть такой режим в отношении будущего имущества. В т. ч. предусмотреть определенные имущественные последствия на случай недобросовестного поведения одного из супругов или каждого из них (измены, пьянство, хулиганские действия и пр.). А еще можно заключить с одним и тем же лицом не один брачный договор, а два. Но тогда могут возникнуть сложности. Рассказываем, как их преодолеть.

Ремонт и возврат сломанного автомобиля в автосалон

Сравниваем плюсы и минусы покупки автомобиля гражданами в кредит и организациями в лизинг. Рассказываем, какие преимущества дает генеральному директору и собственнику бизнеса покупка автомобиля в личную собственность в качестве потребителя вместо покупки на юрлицо. В частности, в какой суд в случае чего можно обратиться, каков будет размер госпошлины, каким образом рассчитываются сроки возврата и гарантийного ремонта, есть ли возможность вернуть потраченные средства в 100% размере и даже больше. Приводим образец требования гражданина в адрес компании-продавца о безвозмездном устранении существенного недостатка товара, которым можно воспользоваться на практике.

Как правильно назвать процессуальный документ?

Читатели нередко интересуются, как правильно назвать тот или иной процессуальный документ. Просьба перед судом – ​это ходатайство или заявление? А как именовать документ об отзыве ходатайства? Как называется документ, уточняющий или дополняющий иск? Как правильно оформить письменное несогласие с позицией противной стороны и можно ли подать «возражение на возражение»? Давайте разбираться.

Ответственность работодателя за имущество работника

Показываем на примерах из судебной практики, когда суд в вопросах возмещения причиненного вещам сотрудника вреда встанет на сторону работодателя, а когда, наоборот, поддержит работника; когда взыщет полный размер ущерба, а когда – ​только часть. Узнаете, может ли работник (в том числе генеральный директор) заявить о возмещении денежных сумм, потраченных им на нужды компании. Статья полезна как работодателям (надо знать, как защитить свои интересы при заявлении сотрудниками претензий и исков о возмещении ущерба), так и самим работникам (чтобы быть в курсе сложностей доказывания и заранее взвешивать все «за» и «против» предъявления работодателю требований).