Top.Mail.Ru

Подготовка документов по личному составу к архивному хранению

продолжение статьи, начало в № 9` 2009

Во второй части статьи, публикуемой в этом номере журнала, мы рассказываем, как определить сроки хранения для документов по личному составу, как организовать их регистрацию и формировать в дела в текущем делопроизводстве. Автор подсказывает, как организовать работу так, чтобы сэкономить ваше драгоценное время.

Определяем сроки хранения документов

Основным документом, с которым мы будем работать, является Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения ( утв. Росархивом 06.10.2000, действует в ред. от 27.10.20031).

В него включена огромная масса документов, образующихся в деятельности предприятий и организаций. А состав кадровых документов вашего магазинчика может существенно отличаться от состава документов соседнего заводика по производству стеклопакетов. Поэтому, руководствуясь Перечнем, определяйте сроки хранения только тех документов, которые действительно образуются в деятельности вашего предприятия, а не переносите из Перечня документы поголовно в вашу номенклатуру дел.

Итак, с возможным составом обязательных и «факультативных» кадровых документов мы определились в прошлом номере журнала. Теперь разобьем их в соответствии со сроками хранения на группы:

  • документы, подлежащие постоянному хранению;
  • документы, подлежащие долговременному хранению (свыше 10 лет);
  • документы временного срока хранения (до 10 лет).

К документам первой группы отнесем те, срок хранения которых Перечнем установлен как «постоянно»:

  • штатные расписания и документы к ним,
  • должностные инструкции,
  • документы о совершенствовании аппарата управления,
  • перечни профессий,
  • документы о профессиональной пригодности работников,
  • документы об организации труда и совмещении профессий,
  • коллективный договор и документы о проверке выполнения условий коллективного договора,
  • типовые нормативы по труду, а также нормы выработки и расценок,
  • тарифно-квалификационные сетки, справочники, ставки,
  • утвержденные разряды оплаты труда по должностям работников,
  • комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий,
  • документы (справки, предложения, обоснования, рекомендации) о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда, техники безопасности,
  • перечень работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых не допускается применение труда женщин и лиц, не достигших 18-летнего возраста,
  • перечень профессий с вредными условиями труда,
  • правила по охране труда работающих инвалидов,
  • нормы запасов оборудования и материалов на случай аварий,
  • документы, связанные с расследованием аварий (связанных с крупным материальным ущербом и человеческими жертвами),
  • книги, журналы регистрации несчастных случаев, учета аварий,
  • документы о состоянии и проверке работы с кадрами,
  • личные дела руководителя организации, членов руководящих, исполнительных, контрольных органов организации, работников, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, ученые степени и звания,
  • документы о представлении к награждению государственными и ведомственными наградами, присвоению званий, присуждению премий (в награждающих организациях); ходатайства о выдаче дубликатов документов к государственным наградам взамен утраченных, документы к ним; документы об оформлении представления работников к награждению,
  • протоколы заседаний конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность,
  • список (шататно-списочный состав) работников,
  • списки членов руководящих и исполнительных органов организации,
  • списки ветеранов и участников ВОВ и других военных действий,
  • списки награжденных государственными и иными наградами, удостоенных государственных и иных званий, премий,
  • квалификационные требования,
  • примерные образовательные программы (долгосрочные и целевые),
  • учебные планы, программы и учебно-методические пособия и др.

Долговременному хранению (от 10 до 75 лет) подлежат:

  • 75 лет хранятся:
    • приказы, распоряжения по личному составу,
    • штатные расстановки,
    • должностные инструкции (персональные),
    • лицевые счета работников (ЭПК),
    • списки работающих на производстве с вредными условиями труда,
    • табели и наряды работников вредных профессий,
    • записки, заменяющие приказы по личному составу,
    • личные дела работников,
    • трудовые договоры, не вошедшие в состав личных дел,
    • личные карточки работников,
    • характеристики работников, не имеющих личных дел,
    • документы конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность лиц (работников), не имеющих личных дел,
    • списки работников,
    • книги, карточки учета:
      • приема, перемещения (перевода), увольнения работников,
      • личных дел, личных карточек, трудовых договоров, трудовых соглашений,
    • документы о представлении к награждению государственными и ведомственными наградами, присвоению званий, присуждению премий (в других организациях),
    • ходатайства о выдаче дубликатов документов к государственным наградам взамен утраченных; документы (заявления, справки) к ним (в других организациях),
  • 50 лет хранятся:
    • подлинные...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 2)

Продолжаем комментировать отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов... в... организациях», утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из второй части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете об изменениях в расчете площади архивохранилища, необходимой для размещения архивных документов; о разрешенных к использованию лампах; об упущениях в назначении периодичности проверок наличия и состояния документов с ограниченным доступом; об изменении состава обязательных и вспомогательных учетных документов архива; почему формы документов имеют статус «рекомендуемый образец» и как это сказывается на их применении; о нелогичности формы описи электронных документов; о «частичном отказе» новых Правил от понятия «контейнер электронных документов»; о гибридных делах.

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 1)

Комментируем отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов...» в организациях, утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из первой части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете: какие организации обязаны создавать архив как структурное подразделение, а какие нет; какими документами должна регулироваться деятельность архива; чем регламентируется работа с научно-техническими документами; когда надо передавать документы из подразделений в архив организации, когда они становятся архивными; кому оформлять и подписывать опись дел структурного подразделения и архивную опись, являющуюся годовым разделом описи дел (почему изменения в этом вопросе могут не понравиться руководителю архива организации и как можно исправить ситуацию).

В какой архив должны попадать документы филиалов и представительств

Куда должен передаваться архивный фонд филиалов и представительств? Показываем теорию и практику. Поводом для этой статьи стали вопрос читателя и новое уточнение в Правилах архивов организаций 2023 года (объясняем, как оно коррелируется с положениями иных нормативных документов).

Учет документов в номенклатуре дел, описях и архиве организации (часть 3)

Читайте третью часть подробной статьи в этом номере журнала. Мы на примерах объясняем логику заполнения следующих учетных документов архива организации: список фондов (нужен, если их несколько), лист фонда, реестр описей дел. Вы поймете, как в них отражать различные ситуации: наличие нескольких архивных фондов, смену наименования организации, поступление документов по новым видам сводных описей, а также поступление новых партий документов по следующим годовым разделам ранее заведенных описей дел, получение архивом из подразделений неописанных документов и их последующее упорядочивание с составлением описи силами специалистов архива, переработку ранее полученной описи дел, передачу части документов в архивное учреждение (что актуально для источников комплектования). Мы освещаем наиболее сложные вопросы, в т.ч. и такие, прямых ответов на которые вы не найдете в архивных Правилах 2023 года.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Как получить архивную справку о зарплате?

Куда обращаться? Дан алгоритм поиска нужного архива. В каких документах могут долго сохраняться сведения о заработной плате? Какими нормативными актами регулируются эти отношения? Поводом к написанию статьи стал вопрос читателя.

Составляем описи для передачи документов из подразделений в архив организации

За какие годы пора передавать документы из подразделений в архив организации? Какие группы бумажных и электронных документов в какие описи дел подразделений для этого включаются? Что не попадает в эти описи? Как сведения из описей подразделений аккумулируются в годовых разделах сводных описей дел по организации? Какую логику нумерации использовать для разных видов описей и записей внутри них? Какие утвержденные формы нужно применять?

Если вы пришли в архив…

Статья посвящена социально правовым запросам организаций и частных лиц, чаще всего направляемым в госархивы. Как вычислить нужный архив и сколько ждать ответа? Какие услуги окажут бесплатно, а за что придется заплатить? Как составить запрос? Архивные справки, выписки и копии могут выдавать не только госархивы, но и коммерческие организации, поэтому правила их оформления вам тоже могут пригодиться. Кроме того, разъясняется ситуация с документами, переданными на ответственное хранение сторонней организации.