Top.Mail.Ru
Все мы поддерживаем устойчивую положительную самооценку. Она не зависит от того, как реально сложилась наша жизнь. Профессора и дворники, гении и больные алкоголизмом – все склонны оценивать себя положительно. И способствуют этому механизмы психологической защиты от реальности! Какими они бывают и как работают? Чем именно пользуетесь Вы?

Все мы поддерживаем устойчивую положительную самооценку. Она не зависит от того, как реально сложилась наша жизнь. Профессора, рабочие, дворники, осужденные на длительные сроки тюремного заключения, больные алкоголизмом и наркоманией – все склонны оценивать себя положительно. Способствует такой устойчивой и положительной самооценке психологическая защита.

Чтобы восстановить самоуважение, требуются значительные усилия. Когда такие попытки не достигают цели, автоматически активизируются некоторые типичные шаблоны поведения. Поскольку они служат для защиты, они обозначаются как защитные механизмы. Данные шаблоны позволяют человеку сохранять чувство личной ценности в собственных глазах.

Начиная с раннего детства и в течение всей жизни в нашей психике развиваются защитные механизмы. Они как бы предохраняют осознание нами различного рода отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют сохранению психологического здоровья, стабильности, разрешению внутренних конфликтов. Процесс психологической защиты носит вынужденный, в большинстве случаев неосознаваемый характер. Отношение психологической защиты к реальности – отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман.

Механизмы психологической защиты

Для того чтобы ярче проиллюстрировать формы психологической защиты, я на примерах расскажу о ее основных механизмах (по классификации Херсонского и Дворяка). А затем представлю вам возможность определить собствен ную доминирующую стратегию психологической защиты, которую вы «включаете» при общении с людьми. Думаю, что данная информация поможет вам в выстраивании эффективных отношений в семье, коллективе и с друзьями.

Вытеснение

Первый, наиболее распространенный механизм психологической защиты, – это вытеснение, а именно – устранение из сознания тех моментов, которые препятствуют наличию устойчивой положительной самооценки. Те факты, которые не нравятся человеку, часто забываются.

Пример 1

Известен случай с английским историком Т. Мэлори. Как-то раз он работал над своей книгой, но вдруг услышал шум драки на улице. Мэлори выбежал на улицу, но драка уже закончилась. Он попытался расспросить прохожих о том, что произошло. Но каждый из прохожих и участников драки излагал события по-разному, в более выгодном для себя свете.

Вернувшись в квартиру, Мэлори бросил рукопись в камин и сказал: «Я не могу точно узнать, что произошло под самыми окнами моего дома минуту назад. Как же я напишу правдивую книгу об истории моей страны?»

Пример 2

Впечатляющий пример эмоционально обусловленного искажения информации дает А. Рюноске в своем рассказе.

Произошло убийство. Разбойник убил самурая и изнасиловал его жену. Несколько человек дают показания по поводу случившегося. В числе свидетелей – даже дух погибшего, вызванный с помощью прорицателя. Однако каждый из участников трагедии – жена, дух убитого воина, разбойник – дают противоречивые показания, каждый представляет себя в лучшем свете. И даже бедный человек, случайно наблюдавший эту сцену и рассказывающий о том, как она выглядела в действительности, – тоже лжет. Он не рассказывает о том, что присвоил нож, которым был убит самурай. В данном случае люди лгут друг другу.

В случаях, когда действуют механизмы психологической защиты, человек лжет самому себе.

Проекция

Второй механизм психологической защиты называется проекцией. Уже само название говорит, о чем идет речь. Недостаток, который присущ человеку, им не осознается, зато он приписывает этот недостаток другим людям.

Пример 3

В каждом коллективе можно встретить чрезвычайно энергичную женщину, которая контактирует с многими членами коллектива, она словоохотлива и говорит почти всегда на одну тему. О том, как нечестны, как злы, как непорядочны люди, что никому нельзя доверять. «Вот я так уважала Н., – говорит она, – но дала почитать ему книгу и он до сих пор не возвратил ее! («Ну не ужасно ли это?») Я была так дружна с Ю., но случайно открыла ящик ее стола и вы не представляете себе, что я там нашла?! («Ну не ужасно ли это?»)».

В разговорах о человеческой непорядочности и о человеческом зле проходит ее свободное время.

Но никто, в том числе и она сама, не задается вопросом: а сама-то она добрый человек? а сама-то она порядочный человек?

По зрелому размышлению приходится согласиться с тем, что нет. Ибо добрые люди, как правило, не склонны осуждать других людей, а порядочные не заглядывают в ящик стола своих знакомых, даже случайно. Но если спросить у самой героини нашего рассказа, какой она себя считает, мы услышим в ответ, что она самая порядочная, самая добрая и самая искренняя. Свои недостатки она проецирует на окружающих. Такая неосознаваемая проекция называется еще и классической.

Но бывает и иначе. Человек сам осознает, что имеет недостаток. Однако для того чтобы ему было легче мириться с ним, он приписывает его другим людям. Такой защитный механизм называется рационалистической проекцией.

Пример 4

Если студент учится плохо и безответственно относится к занятиям, он склонен утверждать, что большинство студентов так же, как и он, не хотят учиться.

Если муж неверен своей жене, он утверждает, что большинство мужей также не соблюдают супружеской верности. И если он употребляет спиртные напитки, то склонен приписывать этот порок большинству людей. Больные алкоголизмом даже создали пословицы, в которых отражена такая рационалистическая проекция. Простой пример: «Не пьют только телеграфные столбы, потому что у них перевернуты стаканчики».

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Амбиции руководителя

На каком этапе развития сейчас находится Россия – прогноз Льва Гумилева опытный управленец сравнивает с объективной реальностью, которая нас окружает. Какие цели поддерживаются сейчас попутным ветром перемен. Через какие стадии развития проходит человек, прежде чем амбициозные цели станут для него естественными. Почему стоит замахиваться на глобальные цели.

Телефонный этикет – советы на каждый день

Как начать телефонный разговор? Кто его должен завершать? Как помощнику «созвонить» своего руководителя с другим человеком? Как реагировать на 2-й звонок, если вы еще не завершили разговор с 1-м собеседником? Зачем выключать телефон, когда вы пришли на переговоры? И наоборот, что делать, если при этом вы ждете важный звонок или сообщение? Поясняем эти и другие моменты, с которыми мы постоянно сталкиваемся при деловом общении по телефону.

Мотивация на острие треугольника, или Новый взгляд на пирамиду Маслоу

После новогодних каникул надо «включить» себя и весь коллектив в работу. Руководителям приходится активно мотивировать подчиненных и постоянно стимулировать их к плодотворному труду, наподобие того, как это делают родители по отношению к своим детям. Почему один движется сам, а на другого приходится тратить силы, внимание, время? Ответ на этот вопрос дает теория Маслоу, сформулированная им уже в зрелые годы. Большинство знает ее укороченный вариант, предлагаем ознакомиться целиком, и тогда многое станет понятно. А заодно покажем современный ассортимент иных концепций мотивации.

Корпоратив в русском стиле

Что особенного может дать новогодний корпоратив в русском стиле, т.е. сначала отвечаем на вопрос «зачем?» А потом показываем, как организовать такой праздник: примеры игр и секреты успеха этого мероприятия.

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи – на свете правды больше станет». Сказка способна лечить детей и взрослых, помогает им находить решения в сложных жизненных ситуациях. Как ей это удается? Какой язык и какие приемы она использует? Какие виды сказок чему учат? Как подобрать сказку под конкретные потребности и возраст слушателя?

Подпись глазами графолога

Большинство документов сейчас распечатывается на принтере, но рукописная подпись на них все же присутствует. Что она может рассказать вам о ее обладателе? Мы на примерах объясняем, как провести ее графологическую экспертизу (в каком порядке действовать, какие элементы подписи о каких чертах личности могут свидетельствовать, как относиться к полученным выводам).

Эмоциональный шантаж

Описание типажей манипуляторов, прибегающих к эмоциональному шантажу, и используемых ими приемов поможет вам лучше распознавать их в своем окружении (активных и молчаливых карателей, самопожертвователей, мучеников, искусителей). Далее предлагаем алгоритм выхода из-под манипуляции: как изменить свои установки и роль, что отвечать в конкретных ситуациях (при попытке заставить сдаться немедленно, при угрозах, оскорблениях, навешивании ярлыков... и для преодоления враждебности).