• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» март 2009
  • Рубрика Права и обязанности

Ужесточение требований к документам коммерческих организаций

  • 0 комментариев
До последнего времени основные усилия российского государства были направлены на ужесточение требований к документированию бухгалтерского и налогового учета, а также деятельности компаний в банковской и финансовой сферах, на рынке ценных бумаг. Последние нововведения актуальны для всех обществ с ограниченной ответственностью. Кроме того, с середины апреля 2009 года начнет действовать новая статья КоАП РФ о хранении документов, штраф по которой теперь составит для должностных лиц от 2 500 до 5 000 рублей, а юридических – от 200 000 до 300 000 рублей (вместо ранее привычных нам от 300 до 3 000 рублей). Как говорится, почувствуйте разницу! За какие прегрешения может последовать такой штраф? Как обернуть эту ситуацию себе на пользу, используя новую статью КоАП в качестве веского аргумента в разговоре с собственным руководством? Кроме того, автор дает несколько конкретных рекомендаций, как действовать в усложняющихся условиях.


Мировые тенденции

Мировая тенденция к ужесточению требований к управлению документами наметилась еще в начале века. Можно выделить несколько глобальных проблем, которые влияют на отношение государства к вопросам документирования деятельности коммерческих организаций. Наиболее существенное влияние оказывают:

  • заинтересованность государства и общества в усилении контроля над деятельностью публичных компаний с целью предотвращения создания финансовых пирамид, манипуляций на рынке ценных бумаг и фальсификации финансовой отчетности корпораций;
  • ужесточение государственного контроля над финансовой деятельностью коммерческих организаций с целью борьбы с отмыванием денег (в интересах защиты существующего государственного строя и борьбы с терроризмом);
  • необходимость обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных при ведении коммерческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Контроль над деятельность публичных компаний

Одной из объективных причин ужесточения требований к документированию коммерческой деятельности стали кризисные явления в экономике, необходимость борьбы с их последствиями и предотвращение «рецидивов».

Важно отметить, что разразившийся сейчас кризис не стал неожиданностью для специалистов, о его неизбежности и о возможном характере развития событий – именно по тому сценарию, который мы сейчас наблюдаем, – говорили еще в середине 90-х годов прошлого века. Нельзя сказать, что правительства развитых стран не обратили внимания на поступавшие тревожные сигналы и на сложившуюся в начале XXI века неблагоприятную ситуацию на фондовых рынках. Кроме того, власти подтолкнула к действиям и череда крупных корпоративных скандалов, составляющей частью которых были вопросы достоверности корпоративных документов и отчетности, обеспечения сохранности документов, необходимых для государственного контроля.

Пример
Свернуть Показать

Самым известным из таких корпоративных скандалов стало разбирательство в 2000 году с фирмой «Энрон» и ее аудитором – фирмой «Артур Андерсен», которая после получения информации о начале государственной проверки своего клиента по распоряжению старшего партнера фирмы уничтожила тысячи электронных и бумажных документов о состоянии дел в «Энроне». Последствиями для «Артура Андерсена» были судебное разбирательство, штраф в полмиллиона долларов, а главное – отзыв лицензии на осуществление аудиторской деятельности и фактическое уничтожение фирмы.

Характеризуя тогда эту ситуацию, один из американских политиков подчеркнул: «Еще никогда раньше в истории американского бизнеса глобальная корпорация не была уничтожена вследствие действий, напрямую связанных с хранением и уничтожением документов». Если до скандала с «Энроном» «Артур Андерсен» входил в пятерку крупнейших аудиторских фирм мира, то сейчас, хотя фирма и не была ликвидирована, она представляет собой не более чем бледную тень былого величия.

Для исправления ситуации администрацией США был разработан и принят в 2002 году закон Сарбейнса-Оксли, который, по оценкам специалистов, стал наиболее значимым федеральным законодательным актом в области корпоративного управления и ценных бумаг за последние 60–70 лет. Закон получил свое название по именам основных разработчиков – сенатора Пола Сарбейнса и члена палаты представителей Майкла Оксли.

Закон Сарбейнса-Оксли значительно ужесточил требования к финансовой отчетности публично торгующих компаний, к процессу ее подготовки и публикации, а также требования к проведению как внутреннего, так и внешнего аудита, а значит, и к документации компаний.

Закон содержит требования не только к компаниям, но и к аудиторским фирмам, которые их ежегодно проверяют. Аудиторы обязаны давать показания и представлять документы по требованию Совета по надзору за аудитом и бухгалтерским учетом в публичных компаниях. Каждая зарегистрированная аудиторская фирма обязана подавать в Совет ежегодный отчет, а также хранить 7 лет не только все официальные материалы аудиторских проверок, но и все мнения, выводы, финансовые анализы, рабочие материалы и электронную почту. «Путем сохранения такого сорта информации аудиторы будут служить центром сбора информации для государственных проверок», – так комментировали представители органов государственной власти США эти положения закона.

В нашей стране вопрос о возможности использования аудиторов для усиления контроля над коммерческими организациями поднимался еще в 2006 году Центральным Банком Российской Федерации. Сейчас эта идея вновь начала обсуждаться. Предлагаем вам информацию к размышлению.

В начале февраля 2009 года появилась информация о том, что Минфин и Центробанк готовят поправки к закону «Об аудиторской деятельности», согласно которым аудиторские компании будут обязаны сообщать в надзорные органы обо всех выявленных существенных нарушениях законодательства и надзорных требований. Поправки устанавливают обязательство для аудиторов передавать в ЦБ, Федеральную службу финансовой разведки и Федеральную службу страхового надзора информацию о деятельности их клиентов, при этом клиентам запрещается предпринимать какие-либо действия для ограничения круга информации, которая может быть доступна аудитору.

Список подлежащих раскрытию сведений очень широк: любые факты о деятельности банка или компании, которые могут привести к прекращению ее деятельности из-за нарушения законов и нормативных актов. Кроме того, аудитор должен сообщать о недобросовестной деятельности клиента по отношению к аудитору, а также о выявлении любых операций, которые могут привести к отказу аудитора подписывать аудиторское заключение.

Действующая сейчас редакция закона «Об аудиторской деятельности» предусматривает, что информация о состоянии дел клиента может быть передана кому бы то ни было только по решению суда1.

Закон Сарбейнса-Оксли резко ужесточил наказания за уничтожение документов, особенно если оно совершено умышленно.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.