Мы постоянно составляем тексты, в которые необходимо вставлять ссылки на нормы законодательства. Это и заполнение трудовой книжки, и составление разнообразных писем, приказов, договоров и т.п.
Как вычислить «юридические координаты» найденного вами положения и правильно записать их в составляемом документе? Что называется статьей, пунктом, подпунктом, частью и абзацем? Как вычислить 11-й абзац, если текст содержит список (после двоеточия идет перечисление элементов списка и каждый – с красной строки), весь ли этот список признается единым абзацем? Положения какого нормативно-правового документа будут иметь приоритет, если вы натолкнулись на коллизию?
Вопрос в тему
Что называется статьей, пунктом, подпунктом, частью и абзацем в Трудовом кодексе и иных законах? Как вычислить 11-й абзац, если текст содержит список (после двоеточия идет перечисление элементов списка – каждый с красной строки)? Весь этот список признается единым абзацем? Хотелось бы увидеть ответ на вопрос с примерами из ТК РФ, на положения которого приходится периодически давать ссылки.
Мы поняли, что краткий ответ на такой вопрос не будет полным. А ситуации, в которых нам приходится «вычислять координаты» того или иного положения закона, встречаются часто. Это и заполнение трудовой книжки, и составление писем, договоров, где тоже часто в подтверждение сказанного нужно давать ссылку на нормативный документ.
Но перед тем как разбираться с «системой координат» внутри нормативного документа, дадим некоторые пояснения относительно разновидностей и иерархии самих нормативных актов.
Что такое нормативные правовые акты и какова их иерархия?
Посредством издания нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы права, государство регулирует отношения, которые складываются в обществе. Нарушение предписаний, содержащихся в нормативных правовых актах, влечет наступление юридической ответственности. К сожалению, встречаются случаи, когда несколько нормативных правовых актов одновременно регулируют один и тот же предмет и, как следствие, возникают противоречия их положений. Для разрешения проблемы выработано правило: применяется нормативный акт, обладающий большей юридической силой (стоящий в иерархии актов выше). Для того чтобы правильно пользоваться этим правилом, следует разобраться в существующей системе нормативных правовых актов.
Иерархически она выглядит следующим образом. Все нормативные правовые акты по юридической силе подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты.
Законы подразделяются на (цифрами в этом списке показана иерархия законов от более высоких к менее значимым):
-
Конституция РФ и Конституционные законы РФ (определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций, Конституция по отношению ко всем законам обладает высшей юридической силой);
- Обыкновенные законы регламентируют определенные сферы общественной жизни. Законы также различаются по сфере действия на:
- 2. Федеральные законы (принимаются Государственной Думой и регулируют отношения на территории всей России). Кодексы РФ тоже считаются законами федерального уровня.
- 6. Законы субъектов Федерации (действуют в пределах территории только того субъекта, который их принял).
Нормативные правовые акты субъектов РФ могут быть приняты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, которые устанавливаются Конституцией РФ. В этом случае федеральные нормативные акты всегда имеют приоритет над региональными.
Однако вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа осуществляют собственное правовое регулирование. В этом случае при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Если же возникает коллизия, то в каждом конкретном случае она рассматривается индивидуально. И региональные власти, если видят, что вышестоящая норма противоречит Конституции РФ, направляют данный вопрос на рассмотрение в Конституционный Суд РФ, который и решает окончательно, положения какого нормативного акта корректны, а какой документ требует корректировки, чтобы коллизия была устранена.
Для всех подзаконных нормативных актов действует правило строгого соответствия нормам закона. Из этого следует, что если подзаконный акт, даже принятый главой государства, противоречит нормам закона, то действуют и применяются правила, предусмотренные законом.
Чтобы вам легче было разобраться в иерархии нормативных документов при одновременном действии нескольких правил, мы решили нумерацию подзаконных актов не делать самостоятельной. Нумерацию всех нормативных актов мы сделаем сквозной для законов, рассмотренных выше, и подзаконных актов, перечисленных ниже. Так вам легче будет разобраться в иерархии всех документов. Итак, приступим к подзаконным актам:
-
Общие (федеральные) подзаконные акты...