• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» ноябрь 2009
  • Рубрика Налоговый учет

Скидки: полезное о приятном

  • 0 комментариев
  • 7939 просмотров
Необходимость продвижения собственных товаров и услуг обуславливает применение скидок многими организациями. Между тем при их предоставлении возникает масса нюансов налогового и бухгалтерского характера, которые необходимо учитывать как продавцу, так и покупателю.


Продать даже очень хороший товар не всегда просто, поскольку товаров-заменителей огромное количество. Чтобы привлечь покупателя, продавцы делают все возможное. Их главный инструмент при этом – «красивая» цена с хорошей скидкой. Однако поскольку законодательство не достаточно четко регламентирует порядок учета таких преференций, как следствие – и продавцам, и покупателям придется столкнуться с налоговыми рисками.

Скидки бывают разные

Виды скидок, премий и бонусов зависят от воображения поставщиков и покупателей.

Чаще всего покупатель вправе рассчитывать на скидку за достижение оговоренного договором объема продаж. Такая скидка может быть предоставлена по окончании установленного договором периода, за который определяется данный объем. В дальнейшем на сумму предоставленной скидки покупатель может недоплатить поставщику за последующие поставки, а может получить эту скидку в виде премии.

Кроме того, распространены скидки за досрочную оплату поставленного товара покупателем как разница между договорной ценой и суммой, которая была фактически уплачена.

Однако даже при такой определенности некоторые покупатели умудряются внести некоторое разнообразие в условия толкования скидок. Так, нередка ситуация, когда покупатель не может достичь оговоренных бонусных объемов по не зависящим от него причинам, допустим, в связи с отсутствием на складе необходимого количества товара. Естественно, в таком случае покупатель предъявляет претензии поставщику, который не смог доставить нужный объем заказанной продукции. В свою очередь поставщик ссылается на договор, не содержащий ни слова о допустимом количестве отказов, при котором бонусная система за объем действительна.

Избежать недоразумений можно, зафиксировав в договоре соответствующий пункт (см. Пример 1).

Пример 1

Целесообразно внести в договор, к примеру, такой пункт:

«Максимальное количество непоставленного товара от общего количества заказанного у Поставщика не может превышать 5 процентов в каждом заказе. При превышении пятипроцентного барьера Покупатель автоматически в целях расчета бонуса за объем закупок у Поставщика объем заказа рассчитывает исходя из 95 процентов заказа».

Правовые основы

Очевидно, что цель предоставления скидок заключается в продвижении товаров на рынки, а также в получении продавцами товаров как можно большего дохода. Действительно, скидка за достижение объема поставок стимулирует продавца поставлять как можно больше товаров. И чем выше скидка, тем большее количество продукции будет стремиться заказать покупатель, ведь тем ниже становится для него себестоимость, а следовательно, растет прибыль от реализации закупки. Таким образом, скидка – экономически обоснованные расходы, которые направлены на увеличение дохода. Поэтому налоговики не будут возражать против подобных трат.

Само понятие скидки в гражданском законодательстве обозначено как изменение цены после заключения договора.

Фрагмент документа

Пункт 2 статьи 424 Гражданского кодекса РФ

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Мнение

Людмила Иевлева, заместитель директора ООО Аудиторская компания «АВЕГА», советник налоговой службы II ранга:

«Гражданское законодательство допускает изменение цены договора купли-продажи или поставки путем предоставления скидок, которые можно разделить на две группы:

  • в форме пересмотра цены товара, отраженной в договоре;
  • в виде бонуса, премии, вознаграждения без изменения стоимости продукции».

Учетные сложности

Согласно статье 265 НК РФ расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, признаются внереализационными расходами продавца. Аналогичное мнение выказано в письме Минфина России от 10.07.2009 г. № 03-03-06/1/458: расходы в виде скидки по договору поставки товаров могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

Мнение
Свернуть Показать

Людмила Иевлева, заместитель директора ООО Аудиторская компания «АВЕГА», советник налоговой службы II ранга:

«У покупателя сумма скидки учитывается в составе внереализационных доходов. Причем продавец отражает внереализационный расход в виде торговой скидки и уменьшает базу по налогу на прибыль, а клиент, приняв к учету полученную выручку, уплачивает с ее суммы налог.

Для целей налогообложения принципиальное значение имеет дата предоставления скидки продавцом. Дело в том, что условия, необходимые для получения скидки, клиент может выполнить еще до того, как поставщик реализовал ему товар. Например, очень часто в договоре предусматривается, что при покупке продукции на определенную сумму цена на следующую партию товара снижается. В этом случае поставщик для расчета налога на прибыль определяет выручку от реализации товара уже с учетом скидки.

Можно сделать вывод, что в составе внереализационных расходов учитываются скидки, которые удовлетворяют ряду обязательных условий. А именно:

  • скидки предусмотрены договором купли-продажи или поставки и предоставляются после реализации товара;
  • скидки не квалифицируются в контракте как изменение цены реализуемого товара;
  • затраты поставщика в виде выплаченных или предоставленных скидок экономически оправданны;
  • скидки предоставляются покупателю за исполнение определенных обязательств перед продавцом.

Таким образом, при соблюдении вышеизложенных положений продавец включает скидки в состав внереализационных расходов. При этом в указанной сумме не учитывается НДС, приходящийся на ту часть товара, от оплаты которой поставщик освободил покупателя».

Бухучет бонусов

Как мы уже сказали, в налоговом учете бонусы относятся к внереализационным расходам. В то же время в бухгалтерском учете выплата бонусов признается направленной на стимулирование контрагентов заключать с организацией договоры на большие суммы, то есть на увеличение объемов реализации. Следовательно, бонусы, подлежащие выплате контрагентам согласно ПБУ 10/99, учитываются в расходах по обычным видам деятельности в качестве коммерческих расходов.

Приведем пример начисления бонуса.

Пример 2
Свернуть Показать

Организация А в течение 2008 года отгрузила компании В товаров на сумму 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.). По итогам года организация В согласно договору должна получить бонус в размере 10% от суммы отгруженного ей товара. Сумма отгрузки принимается без НДС.

В учете компании А операции отражены проводками:

  • Дебет 44 Кредит 62 – 100 000 руб. – начислен бонус в размере 10% от 1 000 000 руб.;
  • Дебет 62 Кредит 51 – 100 000 руб. – начислен бонус в размере 10% от 1 000 000 руб.

Кстати, премия не всегда перечисляется покупателю денежными средствами на его расчетный счет. В статье 410 ГК РФ говорится, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Образец такого заявления приведен в Примере 3.

Пример 3
Свернуть Показать

Скидки – это вам не «Фауст» Гете

Вопрос о том, какие документы необходимы при предоставлении скидок, требует особого внимания.

Допустим, поставщик согласно договору обязан предоставить покупателю скидку в размере 2% от каждой накладной, оплаченной им не позднее 30 календарных дней от даты поставки. Обычно в подобных случаях поставщик выставляет два отрицательных документа – Кредит-ноту и счет-фактуру. В них отражается скидка с цены, корректирующая стоимость поставляемого товара и НДС.

Казалось бы, все логично: произошло событие, прописанное в договоре, и организации в соответствии с его условиями корректируют хозяйственную операцию единственно возможным способом.

Пример 4
Свернуть Показать

Организация А 18 марта 2009 года отгрузила компании В товар на сумму 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.). 25 апреля организация В товар полностью оплатила, и ей была предоставлена скидка в размере 2% от стоимости поставки. То есть фактически компания В при перечислении денежных средств по данной поставке перечислила не 1 180 000 руб., а 1 156 400 руб. (1 180 000 руб. – 2%).

В результате организация А выставила датированные 25 апреля документы, корректирующие поставку на 23 600 руб. (в том числе НДС – 2 360 руб.).

В бухгалтерском учете компания А отразила операции проводками:

18 марта 2009 года:

  • Дебет 62 Кредит 90 – 1 180 000 руб. – отражена выручка от реализации товара организации В;
  • Дебет 90 Кредит 68,2 – 180 000 руб. – начислен НДС с реализации товара организации В;

25 апреля 2009 года:

  • Дебет 51 Кредит 62 – 1 156 400 руб. – перечислены денежные средства организацией В на расчетный счет организации А;
  • Дебет 62 Кредит 90 – 23 600 руб. – сторнирована выручка от реализации товара организации В;
  • Дебет 90 Кредит 68,2 – 2 360 руб. – сторнирован НДС с реализации товара организации В.

Компания В операции отразила в учете проводками:

18 марта 2009 года:

  • Дебет 41 Кредит 60 – 1 000 000 руб. – отражено получение товара от организации А;
  • Дебет 19 Кредит 60 – 180 000 руб. – отражено выделение входного НДС при получении товара от организации А;
  • Дебет 68 Кредит 19 – 180 000 руб. – входной НДС предъявлен к вычету из бюджета.

25 апреля 2009 года:

  • Дебет 60 Кредит 51 – 1 000 000 руб. – перечислены денежные средства на расчетный счет организации А;
  • Дебет 60 Кредит 91 – 23 600 руб. – отражена полученная скидка;
  • Дебет 19 Кредит 68 – 2 360 руб. – восстановлен входной НДС в сумме полученной скидки;
  • Дебет 91 Кредит 19 – 2 360 руб. – входной НДС, не подлежащий вычету, учтен в составе прочих расходов.

Как видно, отражение скидок в бухгалтерском учете не должно вызывать особых затруднений. Что же касается налогового учета, то здесь несколько сложнее. Основной вопрос состоит в том, следует ли вносить изменения в налоговую отчетность прошлых периодов и можно ли выставлять отрицательные расчетные документы? Чиновники категоричны в своей позиции. Так, в письме Минфина от 29.07.2007 г. № 03-07-09/09 говорится, что положениями ст. 169 НК РФ указание в счетах-фактурах отрицательных показателей не предусмотрено. Аналогичное мнение финансисты высказали и в письме от 25.10.2007 г. № 03-07-11/524. Налоговики точку зрения разделяют.

Однако суды придерживаются позиции, что действующим законодательством не запрещается выставлять отрицательные счета-фактуры.

Судебно-арбитражная практика

ФАС Московского округа в постановлении от 25.06.2008 г. № КА-А40/5284-08 указал на то, что российским налоговым законодательством не устанавливается запрет на выставление счетов-фактур с «отрицательными» значениями. Арбитры отметили, что предоставление скидки изменяет налоговую базу по НДС, которая, согласно ст. 40 и п. 1 ст. 153 НК РФ, исчисляется исходя из цен, определенных соглашением сторон.

Самостоятельный выбор

Таким образом, налогоплательщику придется выбирать – либо, руководствуясь здравым смыслом, не вносить исправления в отчетность прошлых налоговых периодов и готовиться к защите своей позиции в арбитражном суде, либо прислушаться к мнению налоговиков и корректировать налоговые декларации.

Правда, во втором случае покупателю придется доплатить штрафные санкции в бюджет, поскольку сумма НДС, предъявленная к вычету, будет уменьшена. При этом если скидки значительны, их сумма может быть сопоставима с размером начисленных пени. Поэтому необходимо заранее продумать, «стоит ли овчинка выделки».

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.