Top.Mail.Ru

Налогообложение арендной «коммуналки»

Практически каждая компания в своей практике сталкивается с необходимостью аренды помещений — офисных, складских, производственных… При этом у бухгалтеров возникает множество вопросов относительно порядка учета и налогообложения не столько арендной платы, сколько возмещения коммунальных платежей. Ведь он зависит от выбранного способа оплаты «коммуналки», а также различается у коммерческих и бюджетных организаций, при этом у «упрощенцев» имеются свои учетные нюансы.
Практически каждая организация в своей практике сталкивается с необходимостью аренды помещений: офисных, складских, производственных… Арендодатель обязан предоставить арендуемое имущество в состоянии, пригодном для использования (ст. 611 ГК РФ). В отношении нежилого помещения это означает наличие энерго- и водоснабжения, телефонной связи и т.д. При этом у бухгалтеров возникает множество вопросов относительно порядка учета и налогообложения не столько арендной платы, сколько возмещения коммунальных платежей.

Способы оплаты коммунальных платежей

На практике существует несколько способов оплаты коммунальных услуг арендатором, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Наиболее простой способ – оплата напрямую поставщикам услуг на основании отдельного договора. Он позволяет арендатору учесть произведенные затраты для целей налогообложения налогом на прибыль в качестве материальных расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Правда, снабженческие организации предпочитают заключать прямые договоры с балансодержателями имущественных объектов, то есть с арендодателями. Ведь арендатор может прервать срок аренды, уменьшить площадь арендуемых помещений, а также он не является владельцем сетей и специального оборудования для получения отопления и энергии. Согласно статье 539 ГК РФ договор с абонентом (потребителем) коммунальные службы или специализированные организации заключают только при наличии у потребителя энергопринимающих устройств, отвечающих необходимым техническим нормам и присоединенным к сетям энергоснабжающих компаний, и сертифицированных приборов учета потребления энергии. Для арендодателя данный способ также не всегда приемлем, так как снижается расходная часть налоговой базы по налогу на прибыль за счет уменьшения суммы коммунальных платежей. Данный способ целесообразен только при аренде всего здания, когда договор заключен на длительный срок.

При фиксировании в договоре аренды постоянной (плата за аренду помещений) и переменной (плата за коммунальные услуги) частей арендной платы арендатор так же, как и в первом случае, относит понесенные расходы в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. В данном случае в договоре аренды указывается фиксированная сумма платы за арендуемые помещения и сумма коммунальных платежей, рассчитанная исходя из занимаемых арендатором площадей, количества источников электропитания, численности сотрудников и т.п. Возможность заключения договора аренды такой формы в настоящее время рекомендует ряд аудиторских и консалтинговых фирм своим клиентам. При этом они предлагают корректировать сумму платежей ежемесячно, ссылаясь на требования Минфина РФ и арбитражную практику.

Судебно-арбитражная практика

Согласно пункту 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 г. № 66 стороны договора аренды могут предусмотреть как фиксированный размер аренды, так и порядок расчета. Таким образом, Президиум ВАС РФ допускает комбинированную форму договора.

Однако в настоящее время стоимость коммунальных услуг и тарифы их поставщиков могут многократно меняться в течение года, а пункт 3 статьи 614 ГК РФ позволяет вносить изменения и дополнения в договор аренды (корректировать арендную плату) только один раз в год. Как следствие, арендатор может отказаться от корректировок условий договора. Кроме того, такая «плавающая» оплата должна быть привязана к численности персонала, источникам потребления энергии арендатора, и, если он сократит число сотрудников или электроприборов, то и стоимость возмещения коммунальных платежей уменьшится. Следует помнить, что арендатор не может рассчитывать переменную часть арендной платы исходя только из своих потребностей. Расчет должен производиться на основании первичных документов, получаемых от соответствующих организаций. Не стоит упускать из вида и риски признания налоговыми органами такого договора скрытой формой арендной платы, а не возмещением стоимости коммунальных услуг. Таким образом, данная система платежей в целом не выгодна для арендодателя.

Судебно-арбитражная практика

Возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы (п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 г. № 66).

Наиболее распространенным является третий вариант – когда арендатор возмещает арендодателю стоимость коммунальных услуг на основании выставленных счетов. К таким счетам арендодатель должен приложить первичные документы, подтверждающие правильность произведенных им расчетов. Коммунальные платежи при этом исчисляются исходя из занимаемых арендатором площадей. Данный способ удобен еще и тем, что подобные издержки арендатора включаются в состав внереализационных расходов в соответствии с пунктом 1 статьи 265 НК РФ, а согласно пункту 11 ПБУ 10/991 относятся к прочим...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.

Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.

Переплата по налогу: как вернуть?

Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.

Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.

Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

Тема служебного жилья в настоящее время приобретает определенную актуальность, так как крупные государственные и коммерческие структуры перемещают работников определенных должностных категорий в регионах. Однако этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.