• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» март 2010
  • Рубрика Налоговый учет

Инвентаризация: проведение, оформление, последствия

  • 0 комментариев
  • 14 просмотров
Инвентаризация – это «фотография» имущества и финансовых обязательств организации. Мероприятие трудоемкое, масштабное, но преследующее очень важную цель – убедиться в правильности и точности учета объектов. Последовательность действий, связанных с проведением инвентаризации, условно можно подразделить на подготовительные работы, проведение проверки, анализ полученных данных и оформление результатов. Подробно о каждом из этих этапов читайте в статье.


Инвентаризация – это обязательная ежегодная процедура для всех без исключения предприятий. Главной ее целью является проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому положению. Но не все организации понимают важность проведения инвентаризации, превращая ее в формальность. Ведь только в ходе данной процедуры можно выявить излишки или недостачи имущества, установить фактическое состояние объектов, упорядочить имущественные отношения, оценить действительность отраженной в учете задолженности, выявить возможность снижения затрат, откорректировать учет и, что самое главное, минимизировать налоговые риски.

Нормативная база

Инвентаризации подлежит все имущество и все виды финансовых обязательств как по головному предприятию, так и по его подразделениям.

Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами – кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Справка

Законодательно не предусмотрена ответственность за непроведение инвентаризации. Однако инспекторы могут оштрафовать компанию за недостоверность данных учета и отчетности (ст. 120 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ). Правда, для этого им придется самим найти расхождения учетных данных с реальными. Хоть это и не просто сделать за предыдущие периоды, но ничего невозможного нет.

Проведение инвентаризации и оформление ее результатов регулируется нормами следующих документов:

  • Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ);
  • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (далее – Положение);
  • Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 (далее – Методические указания по инвентаризации).

А при инвентаризации МПЗ необходимо также руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н (далее – Методические указания по бухучету МПЗ).

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств утверждается при формировании учетной политики наряду с рабочим планом счетов, формами первичных документов, правилами документооборота и т.д. (п. 3 ст. 6 Закона № 129-ФЗ).

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.