Зачастую организации сталкиваются с недобросовестными контрагентами. Для того чтобы последствия от работы с такими «партнерами» были не столь плачевны, компании могут обезопасить себя созданием резервов по сомнительным долгам. Автор на практических примерах рассмотрела особенности формирования такого резерва в бухгалтерском и налоговом учете.
В условиях кризиса остро встает вопрос о списании безнадежных долгов. Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщикам возможность создания резерва по сомнительным долгам, что в ряде случаев влечет оптимизацию налоговых платежей. Но всем ли он подходит? И каков порядок его формирования в бухгалтерском и налоговом учете?Наиболее интересен данный метод для компаний, контрагенты которых на длительные сроки задерживают платежи, но при этом не возникают долги, которые могут быть признаны безнадежными. А вот в случае если величина безнадежных долгов превышает размер резерва по сомнительным долгам, данный метод не приведет к существенной налоговой оптимизации.
Что такое сомнительный долг
Сомнительной признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (ст. 266 НК РФ).
Следует подчеркнуть: Минфин неоднократно указывал на то, что возможность создания организацией резерва по авансам, сомнительным долгам по договорам займа и договорам уступки права требования налоговым законодательством не предусмотрена (письма от 17.06.2009 г. № 03-03-06/1/398, от 12.05.2009 г. № 03-03-06/1/318).
Решение о создании резерва по сомнительным долгам должно быть в обязательном порядке отражено в учетной политике.
Обратите внимание: если такое изменение вносится в учетную политику в текущем отчетном году, то право на создание резерва возникает только в следующем году (п. 9, 12 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина от 06.10.2008 г. № 106н (в редакции от 11.03.2009 г.)). Исключение составляют следующие случаи:
- изменение законодательства РФ (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
- разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
- существенное изменение условий хозяйствования (может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.).
Аналогичный порядок предусмотрен для целей налогового учета: решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ).
31.12.2009 г. приказом руководителя утверждено внесение изменений в учетную политику компании, согласно которой формируется резерв по сомнительным долгам. С 01.01.2010 г. данное изменение вступает в силу. 31.03.2010 г. компания проводит инвентаризацию дебиторской задолженности, по результатам которой формирует резерв по сомнительным долгам.
Налоговый учет
Процедуру формирования резерва по сомнительным долгам можно разбить на следующие этапы:
- Проведение инвентаризации дебиторской задолженности на последнее число отчетного (налогового) периода.
- Определение по результатам инвентаризации суммы резерва по формуле:
Резерв = СДЗ > 90 + СДЗ 45–90 × 0,5 + СДЗ
- где СДЗ > 90 – это сомнительная дебиторская задолженность со сроком возникновения свыше 90 календарных дней;
-
СДЗ 45–90 – задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно);
- СДЗ –...