Top.Mail.Ru

Госпошлина: как определить размер?

С 29 января зарегистрировать компанию или стать индивидуальным предпринимателем стало дороже в два раза – вступил в силу Федеральный закон № 374-ФЗ, принятый 27.12.2009 г. В каком размере уплачивать госпошлину предпринимателям: установленном для организаций или для граждан? Кто платит пошлину, если за совершением действия обратилось несколько организаций? А как рассчитать размер пошлины, которая уплачивается при обращении в суды и к нотариусу? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.
С 29 января 2010 года Федеральным законом от 27.12.2009 г. № 374-ФЗ (далее – Закон № 374-ФЗ) ставки многих государственных пошлин увеличены в два и более раза. Автор проанализировал сложные моменты при определении размера госпошлины с учетом вступивших в силу изменений.

Кто платит?

По общему правилу госпошлину уплачивает заявитель (подп. 1 п. 2 ст. 333.17 НК РФ). Однако в некоторых случаях организации освобождаются от ее уплаты (ст. 333.36 – 333.39 НК РФ). Перечислим действия, при совершении которых организациям предоставляется льгота по уплате госпошлины:

  1. выдача организации документов в связи с уголовными делами (подп. 5 п. 1 ст. 333.36 НК РФ);
  2. подача в суды общей юрисдикции, а также мировые суды (подп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ):
    • заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, о восстановлении пропущенных сроков, о пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;
    • жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, на постановления по делам об административных правонарушениях;
    • частных жалоб на определения суда (в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом);
  3. подача общественной организацией инвалидов иска (заявления) в суд, если цена иска не превышает 1 млн руб. (п. 2, 3 ст. 333.36, п. 2, 3 ст. 333.37 НК РФ).

Если за совершением действия, требующего уплаты госпошлины, обратилось несколько организаций (граждан), не имеющих права на льготы, то они должны заплатить госпошлину в равных долях. В случае освобождения кого-то из них от уплаты госпошлины ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, пользующихся льготой. При этом оставшуюся сумму госпошлины должны заплатить организации или граждане-заявители, не освобожденные от уплаты этого сбора (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

Пример 1

ООО «Сапсан» и ООО «Дрофа» заключили договор мены. Организации обмениваются сооружениями хозяйственного назначения. По гражданскому законодательству к договору мены применяются правила договора купли-продажи (п. 2 ст. 567 ГК РФ). При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Поэтому, как и при купле-продаже, стороны обязаны зарегистрировать переход права собственности на обмениваемое имущество (п. 1 ст. 551 ГК РФ).

За госрегистрацию прав на недвижимое имущество организациям необходимо заплатить госпошлину в размере 15 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Так как за госрегистрацией прав по одному договору обратились два плательщика, госпошлина должна быть уплачена ими в равных долях (п. 2 ст. 333.18 НК РФ). Таким образом, ООО «Сапсан» и ООО «Дрофа» должны заплатить госпошлину в сумме 7 500 руб. каждое (15 000 руб. : 2).

Далее отметим, что местонахождение (адрес) организации является обязательным реквизитом учредительных документов (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Поэтому при изменении адреса данные, указанные в учредительных документах, нужно скорректировать. При этом придется заплатить госпошлину в размере, предусмотренном для регистрации изменений в учредительных документах, – 800 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?