Top.Mail.Ru

Формы и методы внутреннего налогового контроля (аудита)

Интервью с директором по налогам ОАО «ВымпелКом» Владимиром Быченковым. Мы побеседуем о внутреннем налоговом аудите, а также о применении американского закона SOX в российской практике.
Как построить функцию внутреннего налогового контроля (аудита) у себя в компании и тем самым повысить общую эффективность управления процессом налогообложения, нам рассказал Быченков Владимир, директор по налогам ОАО "ВымпелКом".

Быченков Владимир Михайлович

В 1992 г. окончил Московский авиационный институт, затем - Институт мировой экономики и информатизации и Академию народного хозяйства при Правительстве РФ; кандидат экономических наук.

С 2001 г. - директор по налогам группы компаний "ВымпелКом", до этого шесть лет там же проработал главным бухгалтером.

- Владимир Михайлович, ОАО "ВымпелКом" является первой российской компанией, включенной в листинг нью-йоркской фондовой биржи (NYSE). Акции компании котируются на YSE под символом VIP. На сегодняшний день по функции "Налогообложение" в компании задействованы около 70 налоговых специалистов и экспертов в полутора десятках юрисдикций (Россия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Армения, Таджикистан, Грузия, Вьетнам, Камбоджа), а также в США и ряде стран ЕС. Расскажите, как удается поддерживать все бизнес-процессы на должном уровне?

- Налогообложение является одним из ключевых бизнес-процессов компании. Для эффективного управления нами была разработана "Корпоративная налоговая политика", которая устанавливает единые принципы управления процессом "Налогообложение" в компании. Корпоративная налоговая политика - это не учетная налоговая политика (в каждой стране требования к налоговому учету законодательно отличаются), это политика, описывающая все основные функции и задачи, которые решают налоговые специалисты компании в рамках процесса "Налогообложение", определяя цели, пути их достижения через соответствующие процедуры, регламенты и методики. Все это определено и согласовано с топ-менеджментом компании в рамках требований к налоговой функции.

В корпоративной политике выделены следующие базовые подпроцессы:

  • налоговое администрирование;
  • налоговые споры;
  • налоговое планирование;
  • налоговая поддержка бизнес-процессов;
  • управление налоговыми рисками и активами;
  • внутренний налоговый контроль и др.

Налоговые специалисты, эксперты и менеджеры компании назначаются функциональными владельцами указанных подпроцессов. Для эффективного осуществления выделенных функций владельцами определяются цели, задачи, пути их решения, а также происходит распределение компетенций через соответствующие процедуры, регламенты и методики.

Структура описания каждого подпроцесса включается в себя также определение ключевых показателей выполнения (исполнения) процедур - key performance indicators (KPI`s).

По этим показателям мы определяем, как именно налоговые специалисты справляются со своим функционалом.

- Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями опытом, как быть уверенным в том, что все налоговые специалисты, находящиеся в Вашем функциональном подчинении, работают без нарушений и существенных материальных ошибок?

- Одним из разделов вышеуказанной политики является Внутренний налоговый контроль. Задачами и функциями данного подпроцесса является идентификация и документирование рисков и покрывающих их контролей по налоговой функции, проведение регулярного и системного анализа влияния изменений, регулярное осуществление актуализации, тестирования и сертификации внутренних налоговых контролей, соблюдение принципа "разделения полномочий", регулярного мониторинга замечаний и статуса планов их устранения. Каждая процедура, регламент по налоговой функции должна удовлетворять требованиям:

  • к раскрытию рисков и покрывающих их контролей;
  • к функциональному и кросс-функциональному согласованию;
  • к непосредственным участникам и владельцам (ответственным);
  • к выбору и регулярному мониторингу key performance indicators (KPI`s).

Регулярную выборочную проверку исполнения описанных контролей (процессов) осуществляют как непосредственные участники процедур (ответственные по процедуре), функциональные владельцы (ответственные по процессу), так и внутренний и внешний аудит.

Замечания фиксируются, назначаются ответственные за исправления. Регулярно осуществляется мониторинг статуса выявленных замечаний.

По "динамике" KPI`s мы осуществляем дополнительный мониторинг, определяем зоны "повышенного внимания". Даем те или иные рекомендации (цели) функциональным владельцам, налоговым менеджерам и экспертам.

Например, если показатель вновь выявленных нарушений в процедурах всегда превышает показатель "исправленных", если показатель суммы выявленных рисков от внутренних источников (штатные эксперты) не покрывает материально внешние источники (предварительные претензии налоговых органов), если показатель суммы выигранных спорных эпизодов не покрывает материально сумму претензии по решению налогового органа и динамика показателей не улучшается, значит, не все хорошо в "датском королевстве", надо вернуться к описанию рисков и контролей как на уровне функции, так и на уровне процедур для более серьезного анализа.

Необходимо не только осуществлять мониторинг KPI`s по конкретному процессу (функции, задаче, процедуре), но и делать перекрестные сравнения KPI`s, так как многие процедуры в компании взаимосвязаны.

Поэтому отдельные ошибки могут быть, но я уверен, что они не могут носить материальный характер.

- Владимир Михайлович, я знаю, что Вы применяете в работе компании закон Сарбейнса-Оксли. Помогает ли он в Вашей работе?

- Закон Сарбейнcа-Оксли (SOX), подписанный в 2002 г., значительно ужесточил требования к финансовой отчетности и к процессу ее подготовки для компаний, чьи акции и ценные бумаги котируются на американских биржах.

SOX - это постоянный процесс, основанный на регулярном документальном подтверждении корректности работы функций (влияющих на подготовку финансовой отчетности), регулярном проведении оценки эффективности средств и процедур системы внутреннего контроля, поэтому компании потребовались значительные усилия со стороны всех функций, а не только подразделений, отвечающих за подготовку финансовой отчетности. Несмотря на первоначальные сложности, на мой взгляд, этот закон нам значительно помог систематизировать все наши процессы. Мы получили описание всех существенных бизнес-процессов компании, причем не только имеющих отношение к подготовке финансовой отчетности.

- Каковы выгоды в результате применения данного закона?

- Мы наладили системный подход к процессам, что позволило нам значительно повысить эффективность - мы пользуемся работой, результатами и данными других функций, так как принципы контроля операционных действий и методы оценки влияния изменений у нас единые. А также снизили риски, связанные с "человеческим фактором" и с миграцией сотрудников ("потеря знаний").

Часто департамент внутреннего аудита во многих компаниях рассматривают как элемент, "мешающий" функциональной работе; мы же рассматриваем данную функцию прежде всего как "партнерскую", которая может дать информацию о ценном опыте или новации из другой функции или из мировой практики. У нас общая цель - работающий без сбоев процесс "налогообложения".

К сведению

30 июля 2002 г. президент Буш подписал Закон Сарбейнса-Оксли (англ. Sarbanes-Oxley Act). Документ значительно ужесточает требования к финансовой отчетности и к процессу ее подготовки. Это стало результатом многочисленных корпоративных скандалов, связанных с недобросовестными менеджерами крупных корпораций.

В соответствии с Законом для акционерных обществ открытого типа

  • создается новый режим контроля и регулирования финансовой деятельности;
  • происходят существенные изменения в области управления и требований к раскрытию информации.

Закон применяется для всех эмитентов ("issuers"), в данном случае - для всех компаний, ценные бумаги которых зарегистрированы Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC), вне зависимости от места регистрации и деятельности компании (то есть от того, торгуются ли ценные бумаги на нью-йоркской фондовой бирже, NASDAQ или на любой другой американской бирже; зарегистрированы ли в качестве долговых обязательств в США (с листингом или без него); принадлежат ли компании, проходящей регистрацию для выпуска ценных бумаг в США).

Согласно положениям Закона в каждой публичной компании должен быть создан Комитет по аудиту.

Закон применяется для всех эмитентов ("issuers"), в данном случае - для всех компаний, ценные бумаги которых зарегистрированы Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC), вне зависимости от места регистрации и деятельности компании (то есть от того, торгуются ли ценные бумаги на нью-йоркской фондовой бирже, NASDAQ или на любой другой американской бирже; зарегистрированы ли в качестве долговых обязательств в США (с листингом или без него); принадлежат ли компании, проходящей регистрацию для выпуска ценных бумаг в США).

- Скажите, какой принцип при осуществлении внутреннего контроля является для Вас основным?

- Самый основной принцип контроля следующий: не нужно концентрироваться на экспертном контроле транзакций (операций), нужно контролировать то, как построен и работает сам процесс, процедура и какие качественные изменения (оценка влияния) происходят. Я вижу повышение эффективности процесса внутреннего налогового контроля в повышении качества внутреннего контроля функции, а не количества перепроверенных операций (действий).

- Владимир Михайлович, что Вы посоветуете нашим читателям при построении функции внутреннего налогового контроля?

- Главное, с моей точки зрения, во всем придерживаться принципа разумности. Необходимо сопоставлять трудозатраты при осуществлении контроля и эффект от его внедрения. При построении этой функции необходимо пользоваться международным опытом и внедрять наиболее эффективные подходы. Мы должны стремиться к тому, чтобы с разумными затратами (человеческие ресурсы, используемые платформы, "ноу-хау", средства на консультантов и "аутсорсинг") проводить необходимый, но достаточный объем контроля.

И если это происходит эффективно, мы конкурентоспособны!

Беседовала Яна Шишкина
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Марина Ризванова: «Для пополнения бюджета начали использовать любые средства»

Налоговая политика государства в последние годы последовательно ужесточается. Налоговым органам предоставляется все больше возможностей, налогоплательщикам оставляется все меньше выбора. Например, активно внедряются принудительные электронные сервисы, за которые платить приходится компаниям. Нельзя стороной обойти и громкие судебные процессы, в которых бухгалтеры все чаще становятся обвиняемыми. О том, как изменилась работа налоговиков за последние годы, нам рассказала генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз» Марина Ризванова.

Елена Кожемякина: «Дистанционный труд гораздо выгоднее создания обособленного подразделения»

Если в компании создано рабочее место не в пределах офиса, то у вас появилось обособленное подразделение, о котором вы обязаны уведомить налоговые органы. Компании начинают «хитрить» и, например, работников, разбросанных по всему краю, «привязывают» к центру, в котором создают одно обособленное подразделение. Такие манипуляции ни к чему хорошему не приводят и, как правило, дают недобросовестным сотрудникам почву для злоупотреблений. В таких ситуациях есть законный выход – заключение с работником договора о дистанционном труде. О том, что необходимо учесть, поговорим с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Обсудим итоги 2017 и перспективы 2018 года

Опрошенные журналом «Налоговый учет для бухгалтера» эксперты обратили внимание на целый ряд важных для работы бухгалтеров нововведений, которые вступили в силу в этом году и планируются в следующем. В частности, введение онлайн-касс и электронных больничных, утверждение новых форм расчетов и деклараций, увеличение пени за просрочку по уплате налогов, раскрытие аудиторской тайны, увеличение МРОТ и т.д.

Как оформить подпись главбуха, если он не в штате компании

В последние лет десять аутсорсинг стали использовать все больше компаний. Причина в том, что он помогает существенно сэкономить на расходах на оплату труда специалиста, который требуется в компанию периодически или на неполный рабочий день. Причем одним из наиболее распространенных эксперты называют именно бухгалтерский аутсорсинг. О том, кто должен подписывать налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также как оформляется реквизит подписи, мы поговорили с экспертами.

Как оформить подпись главбуха, если он не в штате компании

В последние лет десять аутсорсинг стали использовать все больше компаний. Причина в том, что он помогает существенно сэкономить на расходах на оплату труда специалиста, который требуется в компанию периодически или на неполный рабочий день. Причем одним из наиболее распространенных эксперты называют именно бухгалтерский аутсорсинг. О том, кто должен подписывать налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также как оформляется реквизит подписи, мы поговорили с экспертами.

Дмитрий Почуев: «Главный бонус банкротства граждан – реабилитация»

Через месяц в нашей стране появится процедура банкротства физических лиц. Поговорим с юристом правого бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Дмитрием Почуевым о том, чем эта процедура отличается от банкротства юридических лиц, кому она может быть выгодна и на что повлияет.

Управление налоговыми рисками: мнение специалиста

Управление налоговыми рисками компании играет не последнюю роль в общем процессе управления предпринимательскими рисками. Отсутствие налоговых претензий или их успешное обжалование повышает доверие инвесторов и в конечном итоге повышает стоимость бизнеса. При этом успешное управление налоговыми рисками в широком смысле позволяет компании и экономить, поскольку налоговые риски – это не только риск налоговых доначислений, это еще и инструмент для повышения эффективности налогообложения, т.е. исключения переплат налогов, использования налоговых льгот, налоговых резервов, отсутствие кредитования бюджета. Что представляет собой управление налоговыми рисками? Кто должен заниматься управлением налоговыми рисками на предприятии? Какие налоговые риски могут сопутствовать бизнесу? Какие меры необходимо предпринимать в рамках управления налоговыми рисками? Об этих и других проблемах нам расскажет Андрей Зуйков, директор дирекции налоговой политики ОАО «НТВ-Плюс».

Елена Кожемякина: «Дистанционный труд гораздо выгоднее создания обособленного подразделения»

Если в компании создано рабочее место не в пределах офиса, то у вас появилось обособленное подразделение, о котором вы обязаны уведомить налоговые органы. Компании начинают «хитрить» и, например, работников, разбросанных по всему краю, «привязывают» к центру, в котором создают одно обособленное подразделение. Такие манипуляции ни к чему хорошему не приводят и, как правило, дают недобросовестным сотрудникам почву для злоупотреблений. В таких ситуациях есть законный выход – заключение с работником договора о дистанционном труде. О том, что необходимо учесть, поговорим с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.