Top.Mail.Ru

Амортизация автотранспортных средств. сложные ситуации. ПБУ 18/02

Если организация выбрала в налоговом учете нелинейный метод амортизации (независимо от того, какой метод будет выбран в бухгалтерском учете) или если в налоговом учете применяется линейный метод, а в целях бухгалтерского учета – другой метод (например, метод уменьшаемого остатка или списания стоимости пропорционально объему продукции), то будут возникать разницы между налоговым и бухгалтерским учетом в части амортизации основных средств. В этом случае необходимо применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
В статье на конкретных примерах рассматриваются особенности бухгалтерского и налогового учета амортизации автотранспортных средств при применении различных методов амортизации и освещаются сложные ситуации, связанные с применением ПБУ 18/02, возникающие в этом случае.

Идеальный вариант – это если и первоначальная стоимость объекта основных средств, и срок его полезного использования одинаковы и в бухгалтерском, и в налоговом учете; разницы, возникающие в процессе начисления амортизации из-за применения разных способов амортизации, будут носить временный характер, то есть будут либо вычитаемыми (приводящими к образованию отложенного налогового актива), либо налогооблагаемыми (в результате которых формируется отложенное налоговое обязательство).

В налоговом учете – линейный метод амортизации, в бухгалтерском учете – иные методы амортизации

Если в налоговом учете выбран линейный метод амортизации, а в бухгалтерском – метод уменьшаемого остатка или метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, в начале эксплуатации объекта сумма бухгалтерской амортизации превышает сумму налоговой амортизации, вследствие чего бухгалтерская прибыль в первые годы занижается по сравнению с налогооблагаемой, однако впоследствии суммы бухгалтерской амортизации будут уменьшаться и в какой-то момент времени станут ниже, чем в налоговом учете, и тогда, наоборот, бухгалтерская прибыль будет завышена по сравнению с налогооблагаемой, поэтому при таком сочетании возникают вычитаемые разницы.

Они приводят к необходимости формировать и впоследствии списывать отложенный налоговый актив, отражаемый на одноименном счете 09 «Отложенные налоговые активы».

Пример 1. Расчет суммы бухгалтерской амортизации при методе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

В декабре 2008 г. организация приобрела автомобиль стоимостью 236 000 руб. , в том числе НДС 36 000 руб.

Срок его полезного использования (и в бухгалтерском, и в налоговом учете) установлен в 4 года (48 месяцев). Амортизация данного автомобиля должна начисляться с января 2009 г. по декабрь 2012 г. включительно.

В соответствии с учетной политикой амортизация автомобиля в бухгалтерском учете начисляется способом по сумме чисел лет срока полезного использования. А в налоговом учете используется линейный метод начисления амортизации.

В бухгалтерском учете амортизация будет начисляться так:

В налоговом учете с января 2009 г. по декабрь 2012 г. ежемесячно начисляется амортизация в сумме

200 000 руб. : 48 мес. = 4 166,66 руб.

2009 г.

В 2009 г. каждый месяц будет образовываться вычитаемая разница в сумме:

6 666,66 руб. – 4 166,66 руб. = 2 500 руб.

Ведь сумма бухгалтерской амортизации, уменьшающей бухгалтерскую прибыль, будет превышать сумму налоговой амортизации, признаваемой при формировании налогооблагаемой прибыли (иными словами, именно на эту величину каждый месяц налогооблагаемая прибыль будет оказываться больше бухгалтерской, что приводит к «переплате» налога на прибыль). Это вычитаемая разница, в связи с чем бухгалтеру нужно ежемесячно формировать отложенный налоговый актив в размере

2 500 руб. × 20% = 500 руб.

Поэтому в течение 2009 г. в бухгалтерском учете ежемесячно будут составляться такие записи:

  • Дебет 44 Кредит 02

6 666,66 руб. – начислена бухгалтерская амортизация (в том числе признается для целей налогообложения 4 166,66 руб., вычитаемая разница – 2 500 руб.);

  • Дебет 09 Кредит 68

500 руб. (2 500 руб. × 20%) – сформирован (увеличен) отложенный налоговый актив.

В результате по состоянию на 31.12.2009 г. на счете 09 «Отложенные налоговые активы» сформируется дебетовое сальдо в размере

500 руб. × 12 мес. = 6 000 руб.

2010 г.

В 2010 г. бухгалтерская и налоговая амортизация будет равна 5 000 руб. и 4 166,66 руб. соответственно.

Каждый месяц будет образовываться вычитаемая разница в сумме

5 000 руб. – 4 166,66 руб. = 833,34 руб.

Поэтому в течение 2010 г. в бухгалтерском учете ежемесячно будут составляться такие записи:

  • Дебет 44 Кредит 02

5 000 руб. – начислена бухгалтерская амортизация (в том числе признается для целей налогообложения 4 166,66 руб., вычитаемая разница – 833,34 руб.);

  • Дебет 09 Кредит 68

166,66 руб. (833,34 руб. × 20%) – сформирован (увеличен) отложенный налоговый актив.

В результате по состоянию на 31.12.2010 г. на счете 09 «Отложенные налоговые активы» сформируется дебетовое сальдо в размере

(500 руб. + 166,66 руб.) × 12 мес. = 8 000 руб.

2011 г.

В 2011 г. между бухгалтерской и налоговой амортизацией возникнет различие, но оно будет обратным тому, что существовало в 2009 г. Ведь теперь сумма бухгалтерской амортизации, уменьшающей бухгалтерскую прибыль, будет ниже суммы налоговой амортизации, признаваемой при формировании налогооблагаемой прибыли, на

4 166,66 руб. – 3 333,33 руб. = 833,33 руб.

Поэтому нужно ежемесячно производить списание сформированного ранее отложенного налогового актива в размере

833,33 руб. × 20% = 166,66 руб.

В бухгалтерском учете в 2011 г. ежемесячно будут составляться такие записи:

  • Дебет 44 Кредит 02

3 333,33 руб. – начислена бухгалтерская амортизация (при этом для целей налогообложения признается все также по 4 166,66 руб. и происходит списание вычитаемой разницы по 833,33 руб.);

  • Дебет 68 Кредит 09

166,66 руб. (833,33 руб. × 20%) – списана часть отложенного налогового актива (уменьшен ОНА).

В результате по состоянию на 31.12.2011 г. на счете 09 «Отложенные налоговые активы» сформируется дебетовое сальдо в размере

(500 руб. + 166,66 руб. – 166,66) × 12 мес. = 6 000 руб.

2012 г.

В 2012 г. сумма бухгалтерской амортизации, уменьшающей бухгалтерскую прибыль, будет ниже суммы налоговой амортизации, признаваемой при формировании налогооблагаемой прибыли, на

4 166,66 руб. – 1 666,66 руб. = 2 500 руб.

Поэтому нужно ежемесячно производить списание сформированного ранее отложенного налогового актива в размере

2 500 руб. × 20% = 500 руб.

В бухгалтерском учете в 2011 г. ежемесячно будут составляться такие записи:

  • Дебет 44 Кредит 02

1 666,66 руб. – начислена бухгалтерская амортизация (при этом для целей налогообложения признается все также по 4 166,66 руб. и происходит списание вычитаемой разницы по 2 500 руб.);

  • Дебет 68 Кредит 09

500 руб. (2 500 руб. × 20%) – списана часть отложенного налогового актива (уменьшен ОНА).

В результате по состоянию на 31.12.2012 г. на счете 09 «Отложенные налоговые активы» сформируется нулевое сальдо:

(500 руб. + 166,66 руб. – 166,66 – 500 руб.) × 12 мес. = 6 000 руб.

Итак, по состоянию на 31.12.2011 г. сальдо на счете 09 «Отложенные налоговые активы» не окажется, т.е. будет равно нулю, так как за четыре года эксплуатации объекта его первоначальная стоимость была полностью признана в расходах посредством механизма амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете (в одинаковой сумме в целом за четыре года, но в разных суммах в отдельные месяцы этого периода).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.

Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.

Переплата по налогу: как вернуть?

Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.

Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.

Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

Тема служебного жилья в настоящее время приобретает определенную актуальность, так как крупные государственные и коммерческие структуры перемещают работников определенных должностных категорий в регионах. Однако этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.