Как правильно построить договорные отношения с покупателями, привлекая их системой скидок на свою продукцию? Как при этом обеспечить правильность учета таких операций и не допустить переплаты налогов? Данная статья поможет читателям разрешить эти (и связанные с ними) практические вопросы, возникающие при таких способах стимулирования спроса, как установление скидок на продукцию.
Существующая на рынке практически любого товара конкуренция заставляет продавцов искать различные способы продвижения своей продукции. Одним из наиболее применяемых и эффективных из них является предоставление покупателям различных скидок, бонусов, премий, конечным результатом применения которых является удешевление продукции (либо получение покупателями иной выгоды). В свою очередь возможность получения скидок стимулирует приобретателей товара к закупкам именно у этого поставщика.
Однако при движении к цели обеим сторонам - и продавцу, и покупателю - важно правильно оформить договорные отношения и в последующем правильно отразить продажу и получение такого товара в своем учете. О том, как избежать ошибок при совершении подобных операций, и пойдет речь в данной статье.
Понятие и разновидности скидок
Порядок заключения договора купли-продажи и определение основных используемых при его подписании понятий регулируются главой 30 Гражданского кодекса РФ. Однако понятие скидки (премии, бонуса) кодекс не содержит. Также нет четкого их определения и в Налоговом кодексе. Исходя из сложившейся в гражданском обороте практики, можно вывести следующие определения:
- скидка - это уменьшение продавцом цены товара по сравнению с обычно применяемыми им ценами;
- премия, или бонус, - это бесплатное предоставление продавцом дополнительного объема товара либо выплата покупателю определенной денежной суммы.
Выбор конкретного из указанных способов стимулирования покупателя к закупкам зависит от продавца и определяется его маркетинговой политикой. Условно предоставляемые покупателям скидки (бонусы) можно разделить на следующие виды:
-
Скидки и бонусы, подразделяемые в зависимости от условий, за которые они предоставляются:
- предоставляемые за выполнение определенного объема закупок;
- предоставляемые за соблюдение определенных условий оплаты (например, скидка при полной или частичной предоплате, скидка при досрочном платеже);
- за приобретение новых видов товаров;
- за приобретение сезонных товаров в "несезонное" время и т.д.
-
Скидки и бонусы, зависящие от времени их предоставления:
- предоставляемые в момент отгрузки товара покупателю;
- предоставляемые через определенное время после произведенной отгрузки, как правило, на основе анализа покупательской и платежной дисциплины покупателя.
Поскольку согласно подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора относятся к внереализационным расходам продавца, которые уменьшают его налогооблагаемую прибыль, такие расходы должны отвечать общим признакам, предусмотренным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса. А именно, они должны быть:
- экономически оправданными;
- документально подтвержденными.
Экономическим обоснованием таких расходов будет служить их направленность на получение дохода от деятельности, в связи с которой такие расходы произведены. Как правило, подтверждением такой направленности будет служить документ о маркетинговой политике продавца, который закрепляет:
во-первых, основные цели предоставления скидок покупателям (увеличение объемов продаж, если скидки растут в зависимости от роста закупок, либо сокращение сроков платежей, если наибольшая скидка предоставляется при минимальной отсрочке платежа или предоплате);
во-вторых, условия их предоставления, например, какой объем товара и за какой период должен быть закуплен для получения скидки в определенном размере, указание о возможности предоставления скидок при нарушении покупателем договорных условий, возможность суммирования скидок и т.д.;
в-третьих, порядок их предоставления - конкретный вид поощрения для покупателей и сроки их предоставления.
Одновременно такое закрепление будет служить и документальным подтверждением произведенных при предоставлении скидок (премий) расходов, но только в том случае, если общие условия предоставления поощрения, относящиеся к данному покупателю, будут отражены в договоре с ним. То есть договор должен содержать четкие указания обо всех вышеуказанных моментах, а также дополнительно определять:
1. Моменты (даты), в которые покупатель считается исполнившим условия для получения скидок (бонусов).
Так, если скидки предоставляются за приобретение определенного объема закупок в определенный период (например, квартал), такими моментами могут быть:
- подписание сторонами очередной спецификации;
- отгрузка продукции со склада продавца согласно датам на товарной накладной или товарно-транспортной накладной;
- дата фактического прибытия продукции в адрес покупателя.
В отсутствие подобных указаний между сторонами (равно как и со стороны налоговых органов) могут возникнуть вопросы. Например, со склада продавца продукция была вывезена 30 марта (1-й квартал года), а на склад покупателя поступила 4 апреля (2-й квартал). Имеет ли право покупатель требовать предоставления ему скидки как выполнившему условие о закупке определенного объема? И имеет ли право продавец предоставлять ему такую скидку и учитывать ее в составе своих расходов? Ответ на эти вопросы и должен...