Top.Mail.Ru

Озеленяем территорию: особенности учета

После многочисленных пожаров и жаркого лета, в результате которых во многих местах исчезли не только водоемы, но и красивые и ухоженные газоны, деревья, цветы и тенистые кустарники, дающие чистый воздух и защиту от солнца, благоустройством территорий наверняка займутся многие предприятия и организации. К этим мероприятиям, чтобы избежать «пожарных» ситуаций из-за этих расходов уже с налоговиками, в прямом и переносном смысле важно подготовиться заранее.
На сегодня существует множество вариантов озеленения помещений или близлежащих территорий. Если ваша компания специализируется на ландшафтных работах, т.е. выращивает, продает, сажает, а потом еще и ухаживает за посадками постоянно или периодически, то ваш учет будет достаточно специфичен. А потому потребует детального отражения порядка учета в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета. Если же организация является лишь заказчиком озеленительных работ, вопрос принятия всех расходов в учете будет отражен в коллективном договоре, формирующем социальную политику фирмы. В этом случае порядок отражения расходов должен быть зафиксирован, прежде всего в учетной политике для целей налогообложения. Рассмотрим все варианты отражения этих расходов в учете. Термин «благоустройство территорий» включает в себя разные виды работ, в частности: проектирование, исполнение проектов, снабжение посадочным материалом, посадки, создание водоемов, изготовление фонтанов, малых архитектурных форм, мощение, ландшафтное освещение и т.п. В этой статье подробно будут рассмотрены только озеленительные работы.

Организации, постоянно живущие в зелени

Организации, занимающиеся ландшафтными работами, пожалуй, единственные виды организаций-налогоплательщиков, которые могут не просматривать письма Минфина и сводки из арбитражных судов по расходам на благоустройство. Это связано с тем, что «заготовка» насаждений – их главный источник доходов. Поэтому все доходы и расходы, связанные с растительностью, конечно, будут отражены в финансовой и налоговой отчетности организации.

Доходы таких организаций будут складываться из следующих составляющих:

  • выручки от реализации в виде доходов от продажи (посадки) растений, семян, деревьев и от оказания услуг по посадке и уходу за растениями;
  • прочие доходы (в бухгалтерском учете) и внереализационные доходы (в налоговом учете) в виде растений (другого имущества), которые организация может получить в процессе подготовки территории к проведению в будущем озеленительных работ.

Пример 1

Ландшафтная организация, приступившая к реализации проекта на территории производственного предприятия, в соответствии с проектом проводит работы по очистке территории для последующих посадок, в процессе которых удаляет 20 деревьев.

В ходе работ стволы деревьев были распилованы на 1- и 2-метровые отрезки, а ветви обрублены для последующей утилизации. В результате были получены дрова.

Как оценить и отразить в учете полученные от спиленного дерева материальные результаты?

В заключенном договоре условия о распределении полученных в результате удаления деревьев дров, хвороста или других пиломатериалов не оговорены. Поэтому полученные дрова должны быть отражены в составе доходов ландшафтной организации по цене возможного использования или продажи.

По рыночной цене колотые дрова естественной влажности стоят от 1 300 до 2 000 рублей за 1 м2. Полученные вышеописанным образом дрова не перевозились и не хранились. Другими словами, стандартную наценку специализирующейся на дровах фирмы учитывать не обязательно.

Ландшафтная организация принимает решение учесть полученные дрова по цене 700 рублей за 1 м2. Сумма доходов от дров составила 15 000 руб. Бухгалтерские проводки следующие:

  • Дебет счета 23 «Вспомогательное производство» Кредит счетов 02, 10, 69, 70 – отражены расходы по раскорчевке, удалению и распилу деревьев.
  • Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» – отражена стоимость дров.

В соответствии с п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ стоимость безвозмездно полученного имущества в налоговом учете также формируется исходя из рыночных цен и отражается в составе внереализационных доходов. А расходы на удаление деревьев и вывоз дров являются расходами, связанными с производством и реализацией проекта, которые можно учесть в налоговой базе по налогу на прибыль в полном объеме.

Текущие расходы ландшафтной организации (подразделения) в общем-то типовые. Это – заработная плата, посадочный материал, амортизация используемых основных средств и т.д. Подробнее остановимся на самих насаждениях.

Многолетние насаждения, растущие на улицах или находящиеся на территории предприятия, могут учитываться как в составе материальных запасов, так и в составе основных средств: если деревья, кустарники, ягодные культуры используются в течение длительного периода, то они могут быть отнесены к основным средствам; однолетние цветы, также используемые для оказания услуг, не могут быть внеоборотными активами, и учитываются исключительно в составе запасов.

Для целей бухгалтерского учета основных средств следует учитывать нормы ПБУ 6/01 «Учет основных средств», в соответствии с которым объекты внешнего благоустройства, к которым относятся и живые растения, рассматриваются как разновидность основных средств и по ним начисляется амортизация1. При этом необходимо верно определить расходы на закладку и выращивание многолетних насаждений, которые группируются по следующим статьям затрат: оплата труда с отчислениями на социальные нужды, семена и посадочный материал, удобрения, средства защиты многолетних насаждений, содержание основных средств.

Кроме ПБУ 6/01 в учетной работе применяется и Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-942 (далее – ОКОФ). В нем насаждения числятся под кодом 18 000 000 00. Поскольку ОКОФ разработан в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, то все российские предприятия при отражении в составе основных фондов многолетних насаждений должны учитывать еще один фактор: если деревья высаживаются не для получения доходов в будущем, то их и не следует включать в состав основных фондов (основных средств). Следовательно, и многолетние растения могут оказаться в учете рядом с однолетними.

Пример 2

Основными видами деятельности организации является продажа садово-огородного инвентаря, цветов и растений, а также выращивание деревьев как для их продажи в качестве саженцев, так и для получения от них плодов.

В январе 2010 года было закуплено четыре десятка взрослых деревьев (код по ОКОФ 18 01602506), из которых:

  • десять деревьев были высажены перед собственным магазином,
  • двадцать деревьев выставлены в качестве товара для продажи,
  • а десять деревьев были высажены в подсобном хозяйстве для получения плодов с целью получения доходов в последующих сезонах.

Стоимость каждого дерева составляет 22 000 руб. (без НДС).

Первые десять деревьев в соответствии с ОКОФ не могут быть признаны основными фондами, т.к. в момент оприходования они не предполагаются для непосредственного использования в качестве готовой продукции или товаров. В будущем, если деревья приживутся, организация решила использовать их в качестве рекламы.

Для отражения в бухгалтерском учете можно воспользоваться инструкциями для сельскохозяйственных производителей3 и выбрать один из вариантов:

Вариант 1:

    Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 9 «Закладка и выращивание многолетних насаждений» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками» – отражены вложения в многолетние насаждения.

Затраты по закладке и выращиванию многолетних насаждений списываются на счет 01 «Основные средства» по итогам года на основании промежуточного акта приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию. Они присоединяются к стоимости молодых насаждений, еще не принятых в эксплуатацию:

    Дебет 01 «Основные средства в запасе», субсчет 5 «Многолетние насаждения» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 9 «Закладка и выращивание многолетних насаждений» – многолетние насаждения переведены в резервный запас. На каждый вид и породу многолетних насаждений, принятых в эксплуатацию, бухгалтерия открывает инвентарную карточку учета многолетних насаждений, в которой указывают местоположение, площадь, схему посадки, количество деревьев, возраст (год) посадки, дату и номер акта приемки, год сдачи в эксплуатацию, балансовую стоимость и другие необходимые показатели.

Амортизация по молодым насаждениям начисляется после смыкания крон в возрасте не менее 5 лет согласно итоговому акту приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию:

    Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация в качестве расходов на рекламу.

Вариант 2:

Если организация не хочет платить налог на имущество, то, конечно, «рекламные» деревья лучше отразить не по счету 01, а по счету 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу» или 97 «Расходы будущих периодов».

Двадцать деревьев, переданных в магазин, – это, конечно, обычный товар. Поэтому они будут оприходованы по дебету счета 41 «Товары», субсчет «Покупные изделия».

Последние десять деревьев, полностью соответствующие требованиям ОКОФ ОК 013-94 и ПБУ 6/01, будут отражены в составе основных средств в обычном порядке по дебету 01 «Основные средства», субсчет 5 «Многолетние насаждения».

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Всегда ли нужно исправлять ошибки

Как показывает практика, далеко не все ошибки имеет смысл исправлять. Рассмотрим примеры из жизни, когда исправление ошибок может привести к негативным последствиям. Например, если бухгалтер доходы от продажи материалов отразил во внереализационных доходах, перепутал прямые расходы с косвенными, ремонт назвал модернизацией или «задвоил» реализацию товара.

Уменьшение затрат по решению суда

Поступившая новая информация не обязывает организацию вносить исправления в регистры бухгалтерского учета, равно как и подавать уточненные декларации. К такой новой информации, в частности, следует относить вступившие в силу судебные решения. Рассмотрим на примере порядок отражения в учете такого акта, который затрагивает снижение размера арендной платы, установленного муниципальными властями, задним числом.

Учет затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков

Подрядчик имеет право, не ставя в известность заказчика, привлечь субподрядчиков к исполнению своих обязательств по договору. Причем на практике порядок принятия работ от соисполнителей часто отличается от порядка, в каком его передает заказчику генеральный подрядчик. На примере покажем порядок отражения в учете затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков.

Аренда земельного участка под возведение объекта основных средств

При возведении объекта недвижимости кроме денег застройщику еще в обязательном порядке нужен и земельный участок, на котором этот самый объект будет находиться. Он может быть приобретен застройщиком в собственность либо взят в аренду. Проанализируем порядок учета расходов на аренду в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Расчеты между филиалами

Подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками. Но в работе любого филиала может возникнуть нехватка собст­венных средств – и тогда приходится обращаться за финансовой помощью к головной организации. Последняя же вправе не только давать деньги, но и забирать их у подразделения на различные текущие нужды. Бывает, что определенная компания является для одного филиала продавцом, а для его «собрата» – покупателем. В таком случае вопрос оплат обычно решается с помощью взаимозачета. Как следует отражать в бухгалтерском учете эти и другие варианты расчетов между филиалами и головной компанией, автор показал ­на практических примерах.

Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Министерство финансов в своих разъяснениях неоднократно заявляло, что акт об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не является обязательным первичным документом и его составления не требуется. Однако пару месяцев назад счетные специалисты заняли противоположную точку зрения, указав на необходимость составления акта выполненных работ при договоре аренды. Как быть в этой ситуации бухгалтерам? Так есть ли необходимость составлять этот документ? Из статьи вы узнаете ответ на этот и другие насущные вопросы. Например, о правовых аспектах аренды недвижимого имущества, а также о порядке налогообложения и бухгалтерского учета доходов арендатора и арендодателя.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

Автор рассмотрел порядок бухучета и налогообложения трех наиболее распространенных вариантов приобретения техники, бывшей в употреблении: для временного использования по прямому функциональному назначению, продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Резервный капитал: формируем и используем

Акционерные общества обязаны создавать резервный фонд. ООО могут это делать в добровольном порядке. Рассмотрим, каким образом он может формироваться за счет чистой прибыли и взноса имущества, а также каков порядок его использования. Автор на примерах показывает, как можно погасить убытки, выкупить ­собственные акции с целью уменьшения уставного капитала и погасить ­облигации.