Летом опять изменилось налоговое законодательство. В статье читайте о наиболее существенных поправках и о том, какими новыми обременениями он «светит» бухгалтеру организации.
Бухгалтер, позволивший себе такую роскошь, как отпуск, в сентябре должен внимательно изучить поправки в Налоговый кодекс. И на это есть свои причины: обновленная форма счета-фактуры, электронный документооборот с налоговой и новые размеры санкций – все эти поправки если еще не вступили в силу, то вот-вот вступят. На что же стоит обратить внимание в свете новых изменений?
Дождались!
Бухгалтера уже спокойно относятся к летним поправкам в Налоговый кодекс РФ и с немой покорностью ждут очередных изменений каждое лето. Это лето, конечно же, не исключение: 16.07.2010 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее – Федеральный закон).
В связи с принятием данного Федерального закона есть, как говорится, две новости – хорошая и плохая. Начнем с плохой. Штрафы наконец-то повысили. Главным аргументом стало отсутствие индексации размера санкций со времени принятия первой части НК РФ.
Ниже представлены основные изменения в налоговой ответственности и наш комментарий к ним (см. Таблицу).
Подумаем о налогах… завтра
Есть и положительные стороны в многочисленных поправках в НК РФ, внесенных Федеральным законом. Например, теперь в НК РФ будет более подробно регламентирован порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов. «Так они, – скажете Вы, – мало кого касаются». И будете правы. Только теперь тем организациям, которые имеют право на получение отсрочек или рассрочек, у налоговых органов будет меньше оснований отказать.
Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденный приказом ФНС от 21.11.2006 г. № САЭ-3-19/798@, вызывал многочисленные нарекания налогоплательщиков в связи с отказами налоговых органов. Требование многочисленных документов на подтверждения права организации в получении отсрочки или рассрочки по уплате налогов на основании указанного Порядка, а не норм НК РФ рассматривалось ими как нарушение своих прав. Даже ВАС РФ в своем решении от 21.01.2008 г. № 14430/07 признал ряд норм данного документа не соответствующими НК РФ.
Надеемся, что споров станет меньше, ведь теперь перечень всех документов указан в п. 5 ст. 64 НК РФ применительно к каждому отдельному основанию для получения отсрочки или рассрочки.
Отсрочка и рассрочка теперь может быть предоставлена и по уплате пеней и штрафов.
Правда, несколько охладит пыл желающих перенести уплату своих штрафов ограничение размера отсрочки: для организации это сумма, не превышающая стоимость ее чистых активов.
Однако претендовать на получение инвестиционного налогового кредита станет более выгодно – его размер при проведении НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, а также осуществлении инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, составит не 30, а 100% стоимости приобретенного оборудования.
Налоговый контроль поднят на новый уровень
Бумажная волокита, сопровождающая мероприятия налогового контроля, отравляет жизнь не только налоговым органам, но и налогоплательщикам. После летних изменений НК РФ во многих случаях не нужно будет сетовать на почту, которая опять потеряла требование об уплате налогов: переписка между налогоплательщиком и налоговым органом будет осуществляться по электронной почте.
После утверждения ФНС РФ соответствующего формата и порядка направления требование об уплате налогов может быть выслано налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Существенный пустяк! Требование об уплате налогов теперь должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней вместо 10 календарных, предусмотренных ранее.
Уточнен порядок постановки на учет в налоговых органах. Теперь не надо сообщать об открытии филиалов и представительств, а также об изменении сведений о них. Налоговые органы нынче самостоятельно должны осуществлять постановку на учет организации по месту нахождения филиалов и представительств на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).
Обязанность сообщать обо всех иных обособленных подразделениях остается. Мало того, согласно изменениям организация должна сообщить не только о начале или прекращении деятельности через обособленное подразделение, но и обо всех изменениях в сведениях о них.
При этом существенно изменены сроки таких сообщений.
Мнение эксперта
Ирина Штукмастер, ведущий юрист компании «Пепеляев Групп»
Вопрос о том, что считать изменением сведений об обособленном подразделении, Налоговым кодексом не урегулирован. Об этом можно судить из формы Сообщения о создании (закрытии) на территории РФ обособленного подразделения, утв. приказом ФНС России от 21.04.2009 г. № ММ-7-6/252@. Такими сведениями могут быть наименование обособленного подразделения (при наличии), адрес, КПП, фамилия, имя, отчество руководителя.
Следует обратить внимание на важные дополнения статей 100 и 101 НК РФ. В частности, статья 100 дополнена п. 3.1, согласно которому к акту налоговой проверки должны прилагаться документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Если такие документы содержат налоговую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, то они должны представляться налоговым органом в виде выписок. При этом п. 2 ст. 101 НК РФ дополнен указанием на то, что налогоплательщик до вынесения решения вправе знакомиться со всеми материалам, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
Это, на наш взгляд, важные новеллы, поскольку до настоящего времени налоговый орган, руководствуясь внутренним регламентом, отказывал налогоплательщику в праве знакомиться со всеми материалами встречных проверок.
Кроме того, в п. 4 ст. 89 НК РФ внесены изменения, согласно которым в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Пока не все ясно с применением этого положения на практике, в частности, с тем, вправе ли налогоплательщик представить уточненную декларацию за период свыше трехлетней глубины проверки. Пока остается отрытым и вопрос о том, вправе ли налоговый орган проверить все налоги за период, за который представлена уточненная декларация или ограничиться только налогом, уточненная декларация по которому подана.
«Старый друг» в новом формате: об изменениях в счете-фактуре
В привычной форме счета-фактуры опять появились изменения. На этот раз новым пунктом стало наименование валюты. Применяться новая форма начала со дня вступления в силу указанного Федерального закона, т.е. по истечении одного месяца со дня официального опубликования. До этого момента выставление счетов-фактур, ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж должно было осуществляться по требованиям, установленным ранее действовавшей редакцией ст. 169 НК РФ.
Но это не все нововведения относительно счета-фактуры. Главное изменение – теперь составленный на компьютере счет-фактуру не обязательно распечатывать. Его можно отослать контрагенту в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При этом должны соблюдаться три условия:
- взаимное согласие сторон сделки на электронную передачу счета-фактуры и наличие у них совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур;
- использование электронной цифровой подписи руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации;
- формат используемого счета-фактуры должен быть утвержден ФНС России.
Выставление и получение счетов-фактур между контрагентами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи должно осуществляться в порядке, установленном Минфином России.
Мнение эксперта
Ирина Штукмастер, ведущий юрист компании «Пепеляев Групп»
Не хотелось бы оставить без внимания и изменения в ст. 59 НК РФ. Так, у налогоплательщиков появилась возможность списать числящуюся в карточке лицевого счета задолженность, взыскание которой в настоящее время невозможно. Однако такая задолженность зачастую отражается в актах сверки и различного рода справках, необходимых компаниям для участия, например, в государственных тендерах. В частности, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
- ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации – в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. На основании этого положения организации могут требовать списания задолженности, которая сформировалась при уплате налога через проблемные банки, ликвидированные в настоящее время;
- принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Налоговый агент: звучит гордо, но и обходится недешево
Налог на доходы физических лиц хоть и касается налогообложения физических лиц, но большинство обязанностей ложится на плечи налоговых агентов. Указанный Федеральный закон внес в них некоторые изменения. Согласно ст. 230 НК РФ налоговый агент обязан разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.
Таким образом, налоговый учет «расползается» по всем главам НК РФ. В налоговых регистрах должны содержаться следующие сведения:
- сведения о налогоплательщике;
- вид выплачиваемых налогоплательщику доходов;
- вид предоставленных налоговых вычетов соответственно коду, утвержденному ФНС РФ. Коды утверждены приказом ФНС от 13.10.2006 г. № САЭ-3-04/706@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц»;
- сумма дохода;
- дата выплаты дохода;
- статус налогоплательщика;
- дата удержания и перечисления налога в бюджетную систему РФ;
- реквизиты соответствующего платежного документа.
Представление в налоговый орган сведений о налогоплательщиках – физических лицах до 1 апреля следующего года также не отменятся. Только форму, формат и порядок представления утверждает ФНС РФ. Кроме того, право налоговых агентов, имеющих менее 10 работников, представлять сведения на бумажных носителях ликвидировано. Теперь все должны будут перейти к электронным форматам.
Регистр учета доходов, полученных от организации физическими лицами