• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» декабрь 2010
  • Рубрика Бухгалтерский учет

Ретроскидки: особенности учета

  • 0 комментариев
  • 49 просмотров
Чтобы заинтересовать покупателя в своей продукции, привлечь его интерес, предприятия прибегают к использованию различного рода скидкам (ретроскидкам), премиям. Те в свою очередь являются сильным воздействующим инструментом маркетинговой политики самого предприятия, от которой они не смогут отказаться, а наоборот, только расширяют ее. Система скидок и премий бывает настолько разнообразной, что бухгалтеру довольно затруднительно разобраться в ней с позиции учета. Тем более что разъяснения со стороны финансовых и налоговых ведомств неоднозначны, а зачастую и противоречивы. Сотрудникам бухгалтерии будет интересна позиция проверяющих органов по поводу бухгалтерского и налогового учета скидок (ретроскидок) и премий (бонусов), а также их отличие. Что нового в их учет внес Закон о торговле? Обо всем этом автор и расскажет в статье.


Для привлечения интереса покупателя к своей продукции, увеличения объема поставок предприятия зачастую прибегают ко всевозможным уловкам: предоставляют разного рода скидки, премии (бонусы). Причем механизм их действия довольно прост: при достижении определенного объема закупок или проведения оплаты в установленные сроки либо приобретении определенного ассортимента товаров покупатель получает скидку. Скидка может быть предоставлена в виде последующего уменьшения цены товара, а также в виде выплаты в денежной форме бонусного вознаграждения. В статье автор расскажет о позиции проверяющих органов по поводу бухгалтерского и налогового учета скидок (ретроскидок) и премий (бонусов), а также о том, в чем их отличие.

В любом случае порядок предоставления скидок должен быть оговорен в договоре с покупателем. Заметьте, что отсутствие в договоре купли-продажи условий о предоставлении скидок может привести к спорам с проверяющими органами, в частности, о том, что они вообще не предоставлялись.

Обратите внимание: при заключении публичного договора (не с конкретным лицом) продавец принимает на себя ряд обязательств, которые он должен осуществить на равных условиях в отношении каждого лица, которое к нему обратится (ст. 426 ГК РФ).

На практике скидки можно разделить на:

  • скидки, предоставляемые в момент передачи товаров (работ, услуг), что влечет оплату их покупателем за меньшую цену. Таковыми могут быть сезонные скидки, а также скидки постоянным покупателям, что способствует привязке их к поставщику;
  • скидки, осуществляемые после отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В этой ситуации может происходить уменьшение задолженности покупателя также путем возвращения части денежных средств или зачета их в качестве аванса.

К сведению: когда при осуществлении скидок есть история в расчетах между покупателем и продавцом, следует говорить о ретроскидках (ретробонусах).

Так что же такое скидка?

Понятие скидки (бонуса, премий)

Отсутствие этого понятия в Гражданском кодексе, налоговом и иных отраслях законодательства существенно затрудняет и осложняет учет скидок, что влечет широкое толкование со стороны проверяющих органов. Обратимся к недавнему письму Минфина России от 01.04.2010 г. № 3-0-06/63 (далее – Письмо).

В нем финансовое ведомство определяет, что предусмотренная система поощрений может быть предоставлена:

  • путем предоставления скидок, определяющих размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре;
  • предоставления бонуса – дополнительного вознаграждения (премии), предоставляемого продавцом покупателю за выполнение условий сделки, например, за приобретение определенного количества и (или) определенного ассортимента товаров.

В Письме подчеркивается, что последствия предоставления данных поощрений, являющихся обычаями делового оборота, неоднократно рассматривались в судах, но до сих пор нет четкого подхода к решению этого вопроса. Хотя считают, что предоставляемые скидки неразрывно связаны с реализацией товара и правомерно уменьшают цену реализации товара.

Финансисты разъясняют, что необходимо исходить из того, что введение в договор купли-продажи (поставки) положений о предоставлении скидки, бонуса не приводит к вступлению сторон в отношения иные, кроме как по договору купли-продажи (поставки), элементами которого являются предмет договора и его цена. Поэтому бонусы (премии, вознаграждения) следует рассматривать в качестве форм скидок, что влечет изменение цены договора и налоговые последствия.

Финансовое ведомство в своем обосновании обращается к постановлению Президиума ВАС от 22.12.2009 г. № 11175/09 (далее – Постановление).

Что следует принять во внимание?

В Постановлении указывается на то, что независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения договорились о предоставлении скидки – путем уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо перечисления бонуса – дополнительного вознаграждения, премии за выполнение условий договора, а также несмотря на порядок предоставления скидок (бонусов), в любом случае требуется скорректировать налоговую базу за тот налоговый период, в котором отражена реализация товара. Причем данная трактовка касается всех ретроскидок.

То есть финансовое ведомство отмечает, что его точка зрения не противоречит Постановлению, и если в результате предоставления скидки (премии) изменилась цена реализованных товаров, то продавцу следует корректировать налогооблагаемую базу по НДС, причем в периоде реализации этих товаров.

Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 30.03.2010 г. № 03-07-04/02.

Причем по порядку учета НДС в данной ситуации финансисты отсылают также к своему письму от 26.07.2007 г. № 03-07-15/112.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.