• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» август 2007
  • Рубрика Налоговый учет

На правах рекламы

  • 0 комментариев
  • 10848 просмотров
Рекламные акции являются одним из самых действенных способов увеличения объема продаж. Однако не все знают, что немаловажным оказывается способ доставки рекламной информации до потенциальных клиентов. Много споров вызывает понятие «неопределенный круг лиц». Да и не всякий сувенир можно ­отнести к рекламной продукции. Автор освещает эти и другие спорные вопросы.


Реклама

Сначала посмотрим, что говорит законодательство о понятии реклама. Согласно пункту 1 статьи 3 закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования.

К объекту рекламирования относят товар, средства его индивидуализации, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия.

Неопределенный круг лиц

Закон «О рекламе» не регулирует порядок передачи рекламной информации между хозяйствующими субъектами или иными лицами при ее изготовлении или при подготовке ее к распространению. Поэтому обратимся к разъяснениям Федеральной антимонопольной службы. Тем более что данная служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламы (п. 1 постановления Правительства от 30.06.2004 г. № 331).

Судебно-арбитражная практика

ЗАО «Международный Московский Банк» были распространены подарочные материалы и сувенирная продукция в виде календарей, ежедневников, подарочных наборов, корпоративных открыток, зажигалок, пепельниц и т.п. Налоговая инспекция квалифицировала передачу данной  рекламной продукции как безвозмездную сделку. Суд не согласился с данным решением, указав, что цель рекламной акции состоит не в передаче полезных свойств товаров, а в распространении нужной информации, которая отражена непосредственно на материальном носителе, среди неопределенного круга лиц (постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2006 г. № 09АП-8741/2006-АК).

К неопределенному кругу относят лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Таким образом, в рекламе должна полностью отсутствовать информация о некоем лице или лицах, для которых настоящая реклама создана и на восприятие которых она направлена (письмо Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г. № АЦ/4624), например, рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети. Кстати, указанные расходы принимают к вычету при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль без ограничений, при наличии соответственно подтверждающих данные расходы документов (письмо Минфина от 02.12.2006 г. № 03-03-04/1/850). В соответствии со статьей 264 Налогового кодекса нормируются (в пределах 1 процента от выручки) только расходы на покупку призов и «прочие виды рекламы».

Судебно-арбитражная практика

ЗАО «Завод сортовых водок» проводило дегустацию и презентацию для неопределенного круга лиц с целью формирования и поддержания интереса к обществу и к своим товарам. Размер расходов не превысил 1 процента выручки от реализации. Суд пришел к выводу о правомерности отнесения обществом данных затрат к расходам на рекламу  (постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.05.2007 г. № А13-16685/2005-21).

Почтовая рассылка

В настоящее время одним из самых распространенных способов рекламирования продукции является метод предварительной рассылки предложений по продаже. Для этого организация направляет по почте потенциальному покупателю фирменный конверт с  информацией о предлагаемой к приобретению продукции. Также обычно прилагаются бланки заказа и рекламные материалы. Как мы  видим, данная почтовая рассылка является адресной, соответственно, эта информация предназначена для конкретных лиц. Минфин в письме от 18.01.2006 г. № 03-03-02/13 указал, что данные затраты никак не могут быть отнесены к рекламным расходам.

Судебно-арбитражная практика

ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» осуществляло реализацию продукции методом прямой почтовой рассылки промоушн-материалов. Сущность метода заключается в том, что потенциальному подписчику на его адрес и на его имя направляется фирменный конверт со стандартным комплектом материалов (промоушн-материалы). Комплект содержит информацию о номенклатуре, цене и условиях поставки, бланки заказа, информацию о розыгрыше призов, плакаты, карты финалиста, квалификационные билеты и конверты «да» и «нет» с номером абонентского ящика заявителя.

В данном случае суд постановил, что затраты на изготовление промоушн-материалов не могут быть отнесены к  рекламным расходам (арбитражный суд г. Москвы 31.05.2006 г. № А40-20050/06-33-156).

Впрочем, расходы организации по отправке рекламно-информационных материалов путем безадресной доставки на основании договоров возмездного оказания услуг являются нормируемыми рекламными расходами (письмо Минфина от 12.01.2007 г. № 03-03-04/1/1 и от 24.04.2006 г. № 03-03-04/1/390). Например, раскладка сотрудниками почты по почтовым ящикам физических лиц или же непосредственно в почтовом отделении, на основании договора возмездного оказания услуг с Управлениями ­федеральной почтовой связи.

Реклама в периодике

Согласно статье 16 закона «О рекламе»  от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на материалах рекламного характера, должно обязательно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Судебно-арбитражная практика

Ответственность за распространение рекламной информации без сообщения типа «на правах рекламы» возложена на рекламораспространителя. Исходя из этого суд пришел к выводу, что отсутствие указания на рекламный характер информации, при наличии признаков рекламы, не лишает налогоплательщика права учесть данные затраты в качестве расходов на рекламу (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.2006 г. № А33-25404/2005-Ф02-1873/06-С1).

Визитки

Затраты на изготовление визиток для сотрудников, на которых изображен логотип организации, также нельзя отнести к рекламным расходам, ведь эта информация предназначается для конкретных лиц (письмо Минфина от 29.11.2006 г. № 03-03-04/1/801).

Судебно-арбитражная практика

Суд пришел к выводу, что следующие затраты ОАО «МАГЭ» не могут рассматриваться в качестве расходов на рекламу:

  • изготовление визитных карточек. Поскольку они содержат только информацию о физических лицах, являющихся работниками Общества, и предназначены для ограниченного круга лиц, определяемого их владельцами;
  • изготовление наклеек с логотипом Общества. Поскольку в наклейках отсутствует информация, формирующая или поддерживающая интерес неопределенного круга лиц к деятельности заявителя. Наклейки предназначены только для размещения их на папках с документами, передаваемыми в заранее определенные организации;
  • участие Общества в конференциях. Поскольку участники конференций – это заранее определенный круг лиц, целевая аудитория, которая без соответствующих знаний не сможет понять сути доклада (постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2006 г. № А42-9859/2005).

Использование продукции для собственных нужд

Рассмотрим ситуацию, когда сувенирная продукция  и спецодежда предоставляются сотруднику для использования в качестве канцелярских товаров или же униформы.

В этом случае продукцию передают работникам для обеспечения работы организации. Соответственно, информация, нанесенная на такую продукцию, не может быть рассмотрена в качестве рекламы (письмо Федеральной антимонопольной службы от 30.10.2006 г. № АК/18658). Данное разъяснение вступает в противоречие с выпущенным ранее письмом Федеральной антимонопольной службы от 23.01.2006 г. № АК/582. В последнем говорится, что нанесение логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и прочее) осуществляется в рекламных целях, независимо от дальнейшего распространения данной продукции сотрудникам, партнерам данной организации или треть­им лицам, в том числе на безвозмездной основе. Так что здесь возникает вопрос, надо ли рассматривать данные расходы как рекламные. Наверное, логичнее данные затраты отнести к материальным расходам.

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.