Распространение авиабилетов через Интернет в нашей стране пока не нашло массового применения. Но вопросы, связанные с их приобретением, уже встают перед организациями-налогоплательщиками. В частности, каков порядок включения затрат на их приобретение в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль? Какие документы будут служить подтверждением расходов? В статье автор рассматривает эти и другие ключевые вопросы, связанные как с приобретением электронных авиабилетов, так и с документальным оформлением такой операции.
В настоящее время продажа авиабилетов в электронной форме только получает распространение в России. Через Интернет продают авиабилеты такие авиакомпании, как «Сибирь» и «Аэрофлот», и РАО «РЖД». К 2010 году проект по продаже авиационных и железнодорожных билетов будет «запущен» по всей России. Такая форма реализации авиабилетов удобна и для транспортных компаний, и для организаций-покупателей. Но пока она доступна только ограниченному кругу потребителей.Между тем в зарубежных странах можно приобрести авиабилет с использованием возможностей бездокументарных технологий E-tickets, Интернет и даже с помощью мобильного телефона. Однако в России такая система только зарождается, и для ее дальнейшего развития значительную роль будет играть решение правовых вопросов и вопросов налогообложения. Хотя с 2007 года переход от бумажных билетов к электронным в России происходит в рамках общемировой кампании. И если на международных рейсах проблема как-то решается, то внутренние перевозки страдают из-за несоответствия технологических процессов и правового обеспечения.
Правовые аспекты проблемы
Не секрет, что современная Россия отстает в области внедрения электронных средств и электронных способов оказания услуг от многих стран. Причем проблема не в технологической составляющей, а в правовом аспекте. До сих пор законодатель рассмотрел только возможность отнесения на расходы затрат, связанных с применением электронной формы отчетности и передачи кодируемых сообщений по системе «банк – клиент». Однако использование электронных форм документов наталкивается на проблему признания их именно в качестве документов, с соответствующими реквизитами. По оценкам Минэкономразвития РФ, в случае внедрения электронных форм документов и признания расходов на их составление, приобретение и т.п. юридические лица смогут экономить до 40 процентов своих расходов на создание, приобретение бумажных носителей.
Для покупки авиабилета организация-покупатель должна на соответствующем сайте в системе Интернет сделать заявку, в которой необходимо указать Ф.И.О. пассажира, номер рейса, способ оплаты.
Первым из ведомств, откликнувшихся на веление времени, оказался Минтранс РФ. Своим приказом от 08.11.2006 г. № 134 (далее – Приказ № 134) он устанавливает единую форму электронного авиабилета и багажной квитанции, а приказом от 23.07.2007 г. № 102 утверждает единую форму проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте. С точки зрения технологии данного процесса пассажир или его организация-работодатель через сеть Интернет заказывает билет и оплачивает его в безналичной форме. В аэропорту пассажир предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и получает распечатку своего билета. Безусловно, такая форма удобна и перевозчикам, и пассажирам, и их работодателям. Кроме того, организации, приобретающие такие билеты для поездок своих сотрудников в командировки, экономят на доставке билетов в офисы, а также избегают рисков срыва командировочных поездок из-за того, что работники могут забыть проездные документы дома.
Однако вопросы изменения налогообложения не совсем соответствуют отраслевым технологическим реалиям и требуют доработки. Электронные билеты и возможность их приобретения через Интернет не соответствуют требованиям налоговых органов к документальному оформлению понесенных затрат. В первую очередь это касается наличия кассового документа, подтверждающего факт произведенной оплаты. При покупке авиабилета через Интернет на руки организации не выдаются кассовые чеки, а полученное уведомление (квитанция) подтверждает только факт заказа, но не содержит сведений об оплате и реквизитов, соответствующих реквизитам кассового чека. Возможность получения кассового чека командированным сотрудником в аэропорту от авиаперевозчика также маловероятна, потому что кассовый чек может быть получен только при оплате наличными через кассу или при использовании для оплаты пластиковой карты. Выдача чеков «задним числом» (то есть в день заказа чек пробивается, а отдается при оформлении билета) вообще является нарушением законодательства о применении ККТ и может повлечь очень серьезные штрафные санкции.
Для избежания претензий со стороны налоговых органов организации могут заказать авиабилеты по Интернету, а затем уже оплатить их в безналичной форме. В этом случае к ним нет претензий у налоговых органов в части подтверждения факта оплаты.
Другой проблемой является то, что электронный документ не подпадает под определение бланка строгой отчетности. В частности, формы электронных документов в качестве документального подтверждения произведенных расходов не рассмотрены в Налоговом кодексе. Действующее налоговое законодательство в качестве бланка строгой отчетности признает только проездной билет на бумажном носителе в соответствующей форме и при наличии соответствующих реквизитов.
Налог на прибыль
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса расходы, понесенные организацией, должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.
Несмотря на то, что налоговое законодательство не приравнивает статус электронных документов к статусу документов на бумажных носителях, электронные авиабилеты все-таки являются документальным подтверждением расходов. И это, как ни странно, позволяет обнаружить противоречие, заложенное в действующем налоговом законодательстве. Согласно требованиям Налогового кодекса документальным подтверждением осуществленных затрат является их подтверждение документами, оформленными в соответствии с установленными нормами законодательства РФ. Причем такие нормы могут быть установлены как федеральными, так и отраслевыми нормативными актами. Для электронных авиабилетов таким нормативным актом является приказ Минтранса РФ № 134. Согласно данному документу электронные авиабилеты должны содержать следующую информацию:
- наименование и/или код перевозчика;
- номер рейса;
- наименование и/или коды пунктов/аэропортов отправления и назначения для каждого рейса;
- время отправления рейса;
- код класса бронирования;
- код статуса бронирования;
- Ф.И.О. пассажира.
Таким образом, наличие в авиабилете, оформленном в электронном виде, вышеуказанных реквизитов позволит принять его в качестве документального подтверждения факта произведенных расходов.
Однако наличия только одного авиабилета еще не достаточно для подтверждения факта осуществленного расхода и отнесения затрат в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.
Судебно-арбитражная практика
Согласно постановлению ФАС Дальневосточного округа от 31.01.2005 г. № Ф03-А24/04-2/4060 авиабилет является документом, удостоверяющим договор воздушной перевозки между пассажиром и авиакомпанией. Для признания расходов авиабилета не достаточно. Следовательно, еще необходим документ, подтверждающий факт нахождения пассажира на борту самолета, совершающего рейс. Таким документом будет посадочный талон.
Организация направила сотрудника в командировку. Авиабилет был заказан по Интернету и получен в распечатанном виде сотрудником в аэропорту. Стоимость билета до места командирования и обратно составила 10 000 руб. По возвращении из командировки сотрудник приложил к авансовому отчету и распечатку электронного авиабилета, и посадочный талон. Расходы были признаны документально подтвержденными и правомерно отнесены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Если бы посадочный талон не был представлен, то организация не смогла бы сумму авиабилета включить в состав расходов, так как не было бы документального подтверждения факта нахождения командированного сотрудника на борту самолета, совершающего рейс.
Данная проблема может в скором времени остро встать перед организациями, так как большинство пассажиров не хранит посадочные талоны. Поэтому, чтобы избежать последующих конфликтов с налоговыми органами при проверке правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, организации необходимо издать приказ или иной внутренний регламентирующий документ, обязывающий сотрудников, вернувшихся из командировки, представлять посадочный талон в качестве оправдательного документа. В посадочном талоне должны быть указаны Ф.И.О. пассажира, номер рейса и дата полета.
Аналогичной позиции придерживается и Минфин РФ, изложив ее в письмах от 17.07.2007 г. № 03-03-06/4/99; от 07.09.2007 г. № 03-03-06/1/649; от 11.10.2007 г. № 03-03-06/1/717. В своих письмах главное финансовое ведомство страны указало, что для признания расходов в целях налогообложения прибыли признается распечатка электронного билета на бумажном носителе и посадочный талон. Налоговые органы придерживаются более строгого и формального взгляда на авиабилеты. Так, в частности, в письме УФНС РФ по г. Москве от 19.12.2005 г. № 22-12/93903 указывается, что авиабилеты должны оформляться только на бланках строгой отчетности. А налоговые инспекторы будут, безусловно, руководствоваться своими ведомственными нормативными документами, а не письмами Минфина.
Однако ситуация не критична для организаций-налогоплательщиков. Во-первых, письма Минфина РФ носят публичный характер и разъясняют методологические нюансы налогообложения, а Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы не наделены правом давать методологические разъяснения и комментировать законодательство; во-вторых, формы и содержание указанных документов утверждены и оформляются в соответствии с нормативным актом РФ. То есть у организации- налогоплательщика есть все шансы успешно выиграть арбитражный процесс.
Следующей важной проблемой является подтверждение производственного характера поездки по приобретенным через Интернет билетам. При приобретении авиабилетов обычным способом в организации остаются расписки сотрудников в его получении. Бездокументарный билет будет распечатан и получен сотрудником только в аэропорту.
По нашему мнению, производственный характер поездки будет подтверждаться внутренними документами организации: приказами, командировочными заданиями, расчетом суточных и т.п., что подтверждается и письмом Минфина РФ от 17.07.2007 г. № 03-03-06/4/99. Кроме того, факт производственного характера поездки может подтверждаться и самим авиабилетом.
Судебно-арбитражная практика
Согласно постановлению ФАС Поволжского округа от 04.09.2007 г. № А65-19675/2006-ОА1-19 авиабилет является документом, подтверждающим производственный характер поездки.
При предъявлении претензий о том, что электронный авиабилет был неправомерно приобретен авиакомпанией, организация-налогоплательщик может сослаться на письмо Минэкономики РФ от 30.09.1999 г. № 7-1105, в котором указано, что авиакомпании и авиапредприятия могут оказывать физическим и юридическим лицам не только услуги по перевозке, но и другие услуги, включая заказ авиабилетов с помощью средств электроники.
Важным моментом в рассматриваемом вопросе является проблема неисполнения заказа на получение авиабилета, оформленного через Интернет. Правовые аспекты данных действий регламентируются главой 30 Гражданского кодекса. Но в ходе арбитражного процесса сам факт заказа авиабилета через Интернет доказать будет очень непросто. Суды придерживаются выверенных подходов в данном вопросе и могут не принять в качестве доказательства сообщения, полученные по Интернету в качестве подтверждающих документов, так как они оформлены не на бланках строгой отчетности установленного образца и не содержат всех необходимых реквизитов. Поэтому для подтверждения факта заказа необходимо либо подтвердить факт заказа авиабилета по телефону, либо вести журнал заказанных авиабилетов.
Согласно «Перечню типовых (управленческих) документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения» (утв. Росархивом РФ 06.10.2000 г.) все сведения и переписка по приобретению авиабилетов должны храниться в организациях один год. Но, по нашему мнению, учитывая отсутствие полноценных нормативных актов и разъяснений по данному вопросу, организации необходимо хранить такие документы три года, ориентируясь на порядок проведения налоговых проверок.
Таким образом, для того чтобы организация могла приобретать авиабилеты через Интернет, ей необходимо:
- Внутренними документами установить, что оправдательными документами являются распечатка электронного авиабилета на бумажном носителе и посадочный талон. Это должно быть закреплено в Учетной политике или в ином внутреннем документе организации.
- С целью избежания претензий со стороны налоговых органов оплачивать заказанные электронные авиабилеты только в безналичной форме.
- Обеспечить хранение представленных документов сроком до трех лет.
Налог на добавленную стоимость
Главой 21 Налогового кодекса какие-либо особые условия обложения налогом на добавленную стоимость услуг по перевозке пассажиров авиатранспортом на территории РФ не предусмотрены, также не предусмотрены и какие-либо особые условия обложения услуг по реализации электронных билетов через Интернет.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Операция по приобретению авиабилетов через Интернет является именно такой операцией и подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). В документах, подтверждающих факт оплаты электронных авиабилетов, НДС должен быть выделен отдельной строкой.
Стоимость электронного авиабилета, полученного командированным сотрудником, составляет 11 800 руб., из них НДС – 1 800 руб.
В данном случае наиболее сложной является проблема наличия документа, в котором НДС будет выделен отдельной строкой. Таким общепринятым документом является счет-фактура, но при заказе билета через Интернет организация-заказчик его не получит. Даже если счет-фактура все-таки будет представлен в электронном виде и распечатан, то отсутствие таких необходимых реквизитов, как печать и подписи, не позволят его оплатить. Возможна только оплата счета по факту предоставления услуги, что будет не совсем выгодно для авиаперевозчика, у которого образуется временной разрыв между датой оказания услуги и датой оплаты.
Причем сложившаяся ситуация в большей степени создает проблемы для авиакомпании, а не для покупателя. Налоговое законодательство и в этом вопросе не успевает за техническим прогрессом. Письмо Минфина РФ от 13.08.2007 г. № 03-01-10/6-239 рассматривает только действия авиаперевозчика при осуществлении международных авиаперевозок, когда в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса ставка НДС будет составлять 0 процентов. В данном письме Минфин указал, что налогоплательщик не обязан представлять в налоговые органы перевозочные документы, в том числе и в форме электронных пассажирских авиабилетов.
Вопрос же представления перевозочных документов по внутрироссийским перевозкам остается открытым. Но пока он не решен в законодательном порядке, перевозочные документы в полном объеме, в том числе и с приложением распечаток электронных пассажирских билетов, перевозчикам придется представлять по требованиям налоговых инспекций.
Приобретение авиабилетов через Интернет в нашей стране еще не получило широкого применения. Поэтому отсутствует и нормативная база, и какая-либо арбитражная практика, положительная для налогоплательщика. Остается только надеяться, что законодатель заполнит имеющийся пробел.