Top.Mail.Ru

Проведение экспертизы при проверках: проблемы законодательства

В 2008 г. Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционность положений законодательства о взыскании с проверяемых лиц расходов контролеров на проведение исследований (испытаний) и экспертиз. Теперь такие расходы должны оплачиваться исключительно из бюджетных средств. Но вряд ли эти изменения можно расценить как очередную победу индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в битвах за свои права и интересы, ведь кто платит, тот и заказывает музыку…
Вопреки декларациям о либерализации законодательства о проверках, о неизбежном повышении качества защиты прав и интересов юридических лиц и предпринимателей в ходе контрольных мероприятий законодатели не уделяют должного внимания такому важному вопросу, как проведение экспертиз в ходе проверок. Проанализируем, какие проблемы порождаются законодательным несовершенством на практике.

Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»1 (Закон № 294-ФЗ) предусматривает право органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля при проведении проверок привлекать сторонних экспертов, экспертные организации (п. 2 ст. 7). С 8 сентября 2009 г. в РФ действуют Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органа- ми государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю (далее — Правила)2.

Сторонние эксперты могут привлекаться для:

  • оценки соответствия деятельности или действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;
  • анализа соблюдения указанных требований по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.

К сожалению, анализ текстов указанных документов показывает отсутствие основательности законодателя при регламентации вопросов о проводимых в ходе проверок экспертизах. Так, Закон № 294-ФЗ содержит весьма лаконичные и плохо проработанные указания об экспертизах и экспертах/экспертных организациях, не устанавливая при этом действенных гарантий для защиты прав и законных интересов проверяемых лиц.

Правила регламентируют аккредитацию физических/юридических лиц для получения ими статуса эксперта/экспертных организаций, вводят обязательные требования, которым должны отвечать будущие эксперты/экспертные организации и представляемые ими документы. Однако многие важнейшие вопросы также оказались неразрешенными.

В российском законодательстве существуют примеры ограничений для проверяющих при назначении экспертиз. Так, п. 1 ст. 95 НК РФ предусматривает возможность привлечения эксперта в необходимых случаях в целях проведения конкретных действий по осуществлению налогового контроля (в соответствующем постановлении должны указываться помимо прочего основания для назначения экспертизы). Одновременно НК РФ так определяет необходимые случаи: «... если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле». Закон № 294-ФЗ подобных уточнений не содержит, устанавливая лишь, что эксперты/экспертные организации привлекаются по «необходимости». Тем самым проверяющим предоставляется возможность привлекать экспертов, даже если формально в этом нет никакой нужды3 и оснований, а для чиновников единственным сдерживающим фактором становится лимит бюджетных средств, выделяемых на оплату услуг экспертов и экспертных организаций.

Как становятся экспертами

Свобода проверяющих при выборе экспертов/экспертных организаций, привлекаемых при проведении контрольного мероприятия, ограничена незначительно. В ст. 2 Закона № 294-ФЗ приведено определение экспертов и экспертных организаций: граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности. При этом законодатель не указывает, что знания и опыт должны быть достаточными для проведения экспертизы (они различаются по категориям сложности) и дачи экспертного заключения.

В соответствии с Законом № 294-ФЗ и Правилами выступать на проверках в качестве эксперта/экспертной организации физическое...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Что можно скрыть при раскрытии отчетности

Федеральные стандарты позволяют раскрывать информацию об отчетности в ограниченном объеме, а контролирующие органы соглашаются ограничить доступ к ней на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (bo.nalog.ru). Объясняем, что можно скрыть от пользователей отчетности и как это сделать законно. Приводим наглядную таблицу о том, как можно сократить пояснения к отчетности; образцы документов: приказа об ограничении раскрытия информации, заявления в Минфин России о предоставлении выписки из перечня подпадающих под ограничительные меры лиц, заявления в ИФНС России о сокрытии информации, содержащейся в ГИРБО.

10 обсуждаемых изменений законодательства в 2023 году

Уходящий год традиционно богат на изменения, причем как глобальные, так и не очень. Мы выбрали 10 наиболее интересных и обсуждаемых изменений в законодательстве, которые вступили в силу в уходящем 2023 году. И расположили их в хронологическом порядке, подобрав те, которые затронули самые разные сферы – ​от налогов и взносов до штрафов.

Внесудебное банкротство гражданина

Объясняем, что представляет собой внесудебное банкротство гражданина и как им можно воспользоваться, в какие сроки заявление о несостоятельности по такой процедуре будет рассмотрено, какие последствия повлечет и когда в результате должник будет считаться освобожденным от долгов. Анализируем права должника и кредиторов, даем советы и тем, и другим, как лучше поступить в конкретных ситуациях. Приводим образцы оформления заявления гражданина о внесудебном банкротстве, списка кредиторов. Узнаете, как быть кредиторам, не учтенным в списке кредиторов в рамках внесудебного банкротства, какие есть полномочия у МФЦ, как противостоять незаконным действиям должника, а также о тенденциях правоприменительной практики в данной сфере, в том числе по спорам о признании незаконными действий МФЦ по возбуждению внесудебного банкротства и возврату заявления о возбуждении банкротства.

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания согласно ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. И последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела, в отличие, скажем, от популярных оснований освобождения от административной ответственности – малозначительности правонарушения (ст. 2.9) и крайней необходимости (ст. 2.7) – которые «цементируются» в момент совершения правонарушения. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания. Поясним, какие действия суды признают содействием в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Ответственность руководителя организации

Российское законодательство содержит немало норм, на основании которых руководитель организации может быть привлечен к ответственности. Такие положения есть и в трудовом праве, и в гражданском, административном и в уголовном законодательстве. В статье приведены меры ответственности для руководителя, регламентированные разными кодексами. Кроме того, рассказано о том, как организовать процедуру передачи дел между бывшим и новым руководителями, чтобы не повесить на себя чужие грехи, но и своих оправдательных документов не утерять. Приведены примеры из судебной практики о привлечении к ответственности руководителей организаций.

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Роспотребнадзор может прийти к вам

Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора? На какие области распространяются полномочия этого контролирующего органа? В какие организации может прийти проверяющий? Как проходит проверка? Что не могут делать проверяющие, а на что имеют право? Какие нарушения допускают контролеры во время проверок? И, наконец, какие решения могут принять сотрудники Роспотребнадзора по итогам проверки?