• Журнал «Юридический справочник руководителя» февраль 2010
  • Рубрика Взаимоотношения с государственными органами

Проведение экспертизы при проверках: проблемы законодательства

  • 0 комментариев
В 2008 г. Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционность положений законодательства о взыскании с проверяемых лиц расходов контролеров на проведение исследований (испытаний) и экспертиз. Теперь такие расходы должны оплачиваться исключительно из бюджетных средств. Но вряд ли эти изменения можно расценить как очередную победу индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в битвах за свои права и интересы, ведь кто платит, тот и заказывает музыку…


Вопреки декларациям о либерализации законодательства о проверках, о неизбежном повышении качества защиты прав и интересов юридических лиц и предпринимателей в ходе контрольных мероприятий законодатели не уделяют должного внимания такому важному вопросу, как проведение экспертиз в ходе проверок. Проанализируем, какие проблемы порождаются законодательным несовершенством на практике.

Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»1 (Закон № 294-ФЗ) предусматривает право органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля при проведении проверок привлекать сторонних экспертов, экспертные организации (п. 2 ст. 7). С 8 сентября 2009 г. в РФ действуют Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органа- ми государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю (далее — Правила)2.

Сторонние эксперты могут привлекаться для:

  • оценки соответствия деятельности или действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;
  • анализа соблюдения указанных требований по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.

К сожалению, анализ текстов указанных документов показывает отсутствие основательности законодателя при регламентации вопросов о проводимых в ходе проверок экспертизах. Так, Закон № 294-ФЗ содержит весьма лаконичные и плохо проработанные указания об экспертизах и экспертах/экспертных организациях, не устанавливая при этом действенных гарантий для защиты прав и законных интересов проверяемых лиц.

Правила регламентируют аккредитацию физических/юридических лиц для получения ими статуса эксперта/экспертных организаций, вводят обязательные требования, которым должны отвечать будущие эксперты/экспертные организации и представляемые ими документы. Однако многие важнейшие вопросы также оказались неразрешенными.

В российском законодательстве существуют примеры ограничений для проверяющих при назначении экспертиз. Так, п. 1 ст. 95 НК РФ предусматривает возможность привлечения эксперта в необходимых случаях в целях проведения конкретных действий по осуществлению налогового контроля (в соответствующем постановлении должны указываться помимо прочего основания для назначения экспертизы). Одновременно НК РФ так определяет необходимые случаи: «... если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле». Закон № 294-ФЗ подобных уточнений не содержит, устанавливая лишь, что эксперты/экспертные организации привлекаются по «необходимости». Тем самым проверяющим предоставляется возможность привлекать экспертов, даже если формально в этом нет никакой нужды3 и оснований, а для чиновников единственным сдерживающим фактором становится лимит бюджетных средств, выделяемых на оплату услуг экспертов и экспертных организаций.

Как становятся экспертами

Свобода проверяющих при выборе экспертов/экспертных организаций, привлекаемых при проведении контрольного мероприятия, ограничена незначительно. В ст. 2 Закона № 294-ФЗ приведено определение экспертов и экспертных организаций: граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности. При этом законодатель не указывает, что знания и опыт должны быть достаточными для проведения экспертизы (они различаются по категориям сложности) и дачи экспертного заключения.

В соответствии с Законом № 294-ФЗ и Правилами выступать на проверках в качестве эксперта/экспертной организации физическое или юридическое лицо может только после того, как получит Свидетельство об аккредитации4 (далее — Свидетельство). Для получения этого документа нужно пройти аккредитацию. Она проводится в соответствии с Правилами5 на безвозмездной и добровольной основе для определения «компетентности граждан и организаций в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности».

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.