Финансовое положение многих российских предприятий пошатнулось в результате кризиса. И если с поставщиками еще можно вести переговоры об отсрочке платежа, то несвоевременное перечисление налогов грозит серьезными санкциями. Однако некоторым налогоплательщикам государство предоставляет возможность отсрочить оплату. Поговорим, как ею воспользоваться.
Кризис ударил по платежеспособности многих предприятий. И если отношения с контрагентами оставляют хотя бы призрачную возможность для финансового маневра, то налоги, наряду с зарплатой, являются приоритетными платежами, несвоевременное перечисление которых грозит серьезными санкциями. Государство предоставляет налогоплательщикам реальную возможность отсрочить час расплаты. Поговорим о том, как воспользоваться ею индивидуальному предпринимателю.Изменение срока уплаты налога – это перенос установленного времени его уплаты на более поздний срок (п. 1 ст. 61 НК РФ). Здесь следует иметь в виду, что (п. 1, п. 2 и п. 6 ст. 61 НК РФ):
- срок уплаты может быть изменен в отношении всей суммы налога либо его части с начислением процентов на неуплаченную задолженность;
- изменение срока уплаты осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита;
- изменение срока уплаты, предусмотрено как для фирм, уплачивающих налоги по общей системе налогообложения, так и для компаний, применяющих специальные налоговые режимы, а также для физических лиц1;
- не предусмотрено предоставление налоговой отсрочки или рассрочки налоговым агентам.2
Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов утвержден приказом ФНС от 21.11.2006 г. № САЭ-3-19/798@ (далее – Порядок). Между тем порядок рассмотрения заявлений изложен в приказе ФНС от 04.10.2006 г. № САЭ-3-19/654@.
Обстоятельства, исключающие перенос срока уплаты налога
Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении налогоплательщика (п. 1 ст. 62 НК РФ):
- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;
- имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство.
Арбитры решили, что наличие задолженности по уплате налоговых санкций свидетельствует о неисполнении решения налогового органа, а не о том, что в отношении данного налогоплательщика проводится производство по делу о налоговом правонарушении. Данный вывод прозвучал в следующих постановлениях: ФАС Московского округа от 07.07.2009 г. № КА-А40/6077-09 и Волго-Вятского округа от 23.04.2009 г. № А17-4214/2008 (определение ВАС от 09.06.2009 г. № ВАС-7222/09).
Кто принимает решение об изменении сроков?
Решение об изменении сроков уплаты налогов и сборов принимается (п. 1 ст. 63 НК РФ):
- по федеральным налогам и сборам – ФНС России;3
- по региональным и местным налогам – по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с финансовыми органами соответственно субъектов РФ или муниципальных образований ( например, налог на имущество и земельный налог4 );
- по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, – Федеральной таможенной службой или уполномоченным ею таможенным органом;
- по государственной пошлине – органами (должностными лицами), уполномоченными совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате госпошлина.
Перечень необходимых документов
Для рассмотрения вопроса об изменении сроков уплаты налога необходимо представить следующие документы (п. 1 Порядка):