• Журнал «Юридический справочник руководителя» март 2010
  • Рубрика Юридическая ответственность

Оскорбили в Интернете? Вопросы не к Яндексу

  • 0 комментариев
  • 10 просмотров
ЗАО «Дельта» обнаружило порочащие его репутацию сведения, размещенные на нескольких сайтах. При обращении к их владельцам порочащая информация была удалена, однако при вводе порочащего сообщения в поисковой системе Яндекс тексты все равно были найдены и представлены на обозрение миллионам посетителей сети Интернет. Анализируя эту ситуацию, автор рассматривает вопросы, связанные с судебной защитой деловой репутации. Как поступить в этом случае, ведь привлечение к ответственности Яндекс – затея бесперспективная.


Каждая организация может оказаться в ситуации, когда в Интернете появляется информация оскорбительного характера или попросту не соответствующая действительности, что порочит деловую репутацию. Разберемся, какова эффективность защиты чести и достоинства граждан, деловой репутации юридических лиц в сети Интернет.

На днях Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда РФ отказала в передаче дела по иску о защите деловой репутации и взыскании 1 миллиона рублей компенсации компании ЗАО «Дельта» (прежнее наименование истца – ЗАО «Джи Ти Сэвен») к компании Яндекс для пересмотра Президиумом ВАС РФ. Ранее суды трех инстанций отказали истцу в удовлетворении его требований.

Кассационная инстанция – Федеральный арбитражный суд Московского округа 12.11.2009 г. оставила в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2009 года. В вынесенном 12.11.2009 г. постановлении ФАС МО говорится о том, что суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку поисковый сервис «Яндекса» не осуществляет распространение информации, а предоставляет пользователям услуги поиска информации, размещенной третьими лицами в сети Интернет. Компания «Яндекс» не является ни правообладателем, ни автором информации, которая, по мнению ЗАО «Дельта», нанесла ущерб его деловой репутации, а также причинила убытки на сумму 1 миллион рублей.

Ранее ЗАО «Дельта» были обнаружены порочащие его репутацию сведения, размещенные на нескольких сайтах. При обращении к их владельцам порочащая информация была удалена, однако при вводе текста порочащего сообщения в поисковой системе Яндекс тексты все равно были найдены и представлены на обозрение миллионам посетителей сети Интернет. По словам ведущего юрисконсульта компании «Яндекс» Сергея Кучушева, информация, на которую ссылался истец, была размещена на сайтах, не принадлежащих компании «Яндекс», а «поисковый сервис не может и не должен оценивать содержание миллиардов проиндексированных страниц и выполнять роль цензора или суда по установлению его законности». Он также добавил, что «принципы работы поисковой системы наглядно свидетельствуют: предоставлять инструмент для поиска информации не то же самое, что распространять информацию.

Справедливо ли такое решение судебных инстанций с точки зрения закона? Для ответа на вопрос необходимо для начала разобраться, что представляет собой деловая репутация и какие средства правовой защиты деловой репутации закреплены в законодательстве РФ.

Ценность деловой репутации и иных нематериальных благ

Деловая репутация юридического лица – это совокупность его качеств, с которыми их носитель ассоциируется у третьих лиц (потребителей, покупателей). Честность ведения бизнес-деятельности, качество оказываемых услуг, оперативность предоставления услуг и пр. – все эти имиджевые составляющие являют собой деловую репутацию. Таким образом, для юридического лица она является одним из наиболее важных условий его успешной деятельности. Именно хорошая деловая репутация позволит привлечь наибольшее количество потребителей, заключить выгодные сделки, создать кредит доверия у финансовых структур.

Деловая репутация гражданина – совокупность личных качеств гражданина, которые характеризуют его как профессионала в какой-либо области, работника, общественного деятеля и пр. Честь и достоинство в свою очередь характеризуют две стороны медали: оценку человека обществом либо самим собой.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.