Самый распространенный договор – это договор купли-продажи. Договор поставки как разновидность договора купли-продажи широко используется в торговых организациях. Иногда договор может отсутствовать, например, если товар поставлен на небольшую сумму. Вместе с тем сложности возникают при оформлении первичных документов. Разберемся, какой документ в каком случае выбрать, чтобы обезопасить себя с точки зрения гражданского права и налогового законодательства.
Осуществляя хозяйственную деятельность, торговое предприятие выступает вначале как покупатель в договоре поставки, а затем как продавец в последующем договоре поставки либо договоре розничной купли-продажи. Договор поставки – это такая разновидность договора купли-продажи, при которой продавец (поставщик), осуществляющий коммерческую деятельность, обязуется передать в установленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю в предпринимательских или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Договор поставки направлен на перенесение права собственности на покупателя.
Зачастую исполнение условий договора поставки оформляется накладными. Но при этом у организаций часто возникает масса вопросов: какие правовые последствия наступят, если вы не оформили накладную или договор? чем грозит неправильное оформление накладной? какие различия имеют разные виды накладных?
Накладные подтверждают факт сделки
Доказательством передачи товара является накладная с подписью и печатью покупателя
В подтверждение передачи товара можно требовать предоставление накладных, содержащих подписи работников ответчика и штамп, а также необходимые сведения о ИНН, ОГРН и его регистрации в качестве предпринимателя.
Приведенный порядок не противоречит правилам, предусмотренным п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации. То есть полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.). Об этом, в частности, говорится в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20.10.2009 г. по делу № А79-8719/2008.
Похожее дело рассматривалось и в Волго-Вятском округе. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 г. по делу № А11-7341/2008-К1-10/207. Суд отмечает, что согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, в соответствии с которыми ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания. Суд установил, что факт получения товара по накладной от 25.07.2007 г. № 151 подтвержден подписью предпринимателя Ботиной С.Г., на подписи имеется оттиск печати предпринимателя.
Накладная свидетельствует о сделке
На основании накладных могут быть предъявлены претензии к поставщику или покупателю, например, если последний не оплатил товар. Фактически можно сделать вывод о разовом договоре, что подтверждается и судебной практикой.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 16.10.2009 г. по делу № А43-4178/2009 говорится о следующем. Названные товарные накладные содержат сведения о наименовании, количестве и цене товара, являющиеся существенными условиями договора купли-продажи. Следовательно, состоявшиеся передачи товара суды двух инстанций правомерно квалифицировали как разовые сделки купли-продажи.
ООО «Хлебная компания "Поволжье"» не представило доказательств оплаты полученных товарно-материальных ценностей, поэтому суд правомерно удовлетворил исковые требования...