Идея создания Таможенного союза стран, входивших ранее в состав СССР, была впервые выдвинута в марте 1994 года президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым в стенах Московского государственного университета. 27 ноября 2009 года в Минске лидеры трех государств – Белоруссии, Казахстана и России – подписали ряд документов, которые заложили основы Таможенного союза, действующего с 1 января текущего года. Таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий единой, на которой устанавливается общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменяется таможенный контроль на внутренних таможенных границах. Юридической основой Таможенного союза является ряд документов, одно из главных мест в котором занимает Таможенный кодекс Таможенного союза, вступающий в силу 1 июля текущего года.
Таможенный союз трех государств (России, Белоруссии, Казахстана) все больше обретает черты. Наряду с введением Единого таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования 1 1 июля 2010 года вступает в силу и Таможенный кодекс Таможенного союза.Таможенный кодекс Таможенного союза разработан на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (Конвенция Киото). Законодатели приложили все возможные усилия, чтобы текст Кодекса был прозрачен и максимально удобен как для участников хозяйственной деятельности, так и для контролирующих органов.
В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию стран-участниц Таможенного союза и вывоза товаров с их территории будет соответствовать применяемому в настоящее время в России, поскольку большая часть российского законодательства в таможенной области была разработана на основе положений Конвенции Киото.
Действие Таможенного кодекса в пространстве и во времени
Положения кодекса после вступления его в силу будут иметь прямое действие на территории всех странучастниц Таможенного союза (в том числе России), т.е. будут обязательны для исполнения. Таможенный кодекс Таможенного союза содержит также ряд отсылочных норм, однако они касаются в основном вопросов не таможенного регулирования, а законодательства в сфере защиты безопасности и иных вопросов, выходящих за пределы законотворческой компетенции Комиссии таможенного союза.
Положения Таможенного кодекса Таможенного союза будут применяться только к отношениям, возникшим после вступления его в силу, т.е. после 1 июля 2010 года.
Правовое регулирование таможенных отношений в Таможенном союзе
Статья 1 Таможенного кодекса устанавливает двухуровневое правовое регулирование таможенных отношений (связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей), а также властных отношений между таможенными органами и лицами: на уровне Союза непосредственно положениями Таможенного кодекса и иного союзного таможенного законодательства и на уровне внутреннего законодательства стран-участниц Союза в части, не урегулированной таким законодательством Таможенного союза.
В Российской Федерации правовое регулирование таможенных отношений будет осуществляться с 1 июля 2010 года Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Так, указанный Федеральный закон закрепляет порядок информирования и консультирования, порядок обжалования действий таможенных органов, закрепляет структуру таможенных органов РФ.
Кроме того, он конкретизирует ряд вопросов, связанных с деятельностью лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов) 2.
Экспорт товаров
В состав единой таможенной территории в рамках Союза входят: территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы указанных государств, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых указанные государства обладают исключительной юрисдикцией. Границы (пределы) указанных территорий являются границами таможенного союза.
По вступлении в силу Таможенного кодекса Таможенного союза будет отменен таможенный контроль на российско-белорусской границе и в отношении товаров во внутренней торговле между всеми участниками Таможенного союза. До 1 июля 2011 года на российско-казахстанской границе таможенный контроль сохранится, однако только в отношении товаров, произведенных на территории третьих стран и ввезенных на территорию Казахстана для реэкспорта.
Таможенный кодекс Таможенного союза понимает под экспортом процедуру, в соответствии с которой товары Таможенного союза вывозятся с его территории. Таким образом, не будет являться экспортом перемещение товаров, например, с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь либо на территорию Казахстана и наоборот.
Ст. 368 раздела 8 Переходные положения Таможенного кодекса Таможенного союза закрепляет принцип, согласно которому декларирование товаров будет осуществляться таможенными органами того государства члена Таможенного союза, резидентом которого является декларант, вплоть до издания отдельного решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств членов таможенного союза.
Таким образом, до издания указанного решения российские декларанты будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. (Следует, однако, учитывать, что указанное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещащих товары для личного пользования, а также на таможенную процедуру таможенного транзита.)
По истечении же переходного периода и издания соответствующего решения участники внешнеторговой деятельности будут также вправе осуществлять декларирование товаров в любом таможенном органе Таможенного союза, исходя из интересов своей экономической деятельности.
Взаимная административная помощь и взаимное признание решений таможенных органов
На основе положений Конвенции Киото в Таможенный кодекс Таможенного союза включена глава 17 о взаимной административной помощи таможенных органов на таможенной территории Таможенного союза. Подобная норма не имеет правовой аналогии в таможенном...