Top.Mail.Ru

Хорошие налоговые новости – к Новому году

Упрощение системы ведения бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий, новые возможности вычета НДС, оптимизация базы по налогу на прибыль, страховых взносов и других налогов… Об этих и других приятных новостях мы поговорим в статье перед самым Новым годом.
В ближайшее время ожидается много изменений, касающихся упрощения некоторых процедур, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом. Изменения грядут в самом законодательстве, прослеживаются в разъяснениях фискальных органов текущего характера и арбитражной практике. Именно о них автор и расскажет в статье.

Бухгалтерский учет

Начнем с проектов, которые вот-вот должны быть утверждены в отношении самой многочисленной части бизнеса – субъектов малого предпринимательства.

В целях упрощения системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий (за исключением кредитных организаций) разработан проект приказа Минфина РФ «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету», который предполагается ввести в действие начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г.

Первое изменение касается Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008 от 24.10.2008 г. № 116н. В соответствии с дополняемым в ПБУ пунктом 2.1 субъектами малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, данное положение по бухгалтерскому учету может не применяться вообще. Таким образом, малые предприятия теперь присоединятся к тем организациям-подрядчикам (субподрядчикам), работающим по договорам строительного подряда, длительность выполнения которых составляет менее одного отчетного года, т.е. имеет краткосрочный характер, или сроки начала и окончания которых приходятся на один отчетный год. Они могли не применять положение по бухгалтерскому учету договоров строительного подряда с самого начала его действия 1.

Таблица 1. Планируемые изменения в положениях по бухучету

Упрощенный (обычный) способ отражения строительных договоров предполагает, что бухгалтерия предприятия может не:

  • выводить индивидуальные финансовые результаты по каждому исполняемому договору 2,
  • контролировать наличие технической документации по договорам;
  • считать количество договоров, заключенных организацией с одним или несколькими заказчиками по одному проекту;
  • менять рабочий план счетов, добавляя туда для учета виртуальных доходов по каждому договору, например, на счет 47;
  • изучать степень вероятности возмещения расходов заказчиком;
  • определять степень завершенности работ по договору на отчетную дату и т.д.

В результате упрощенного подхода формирование финансового результата по строительным договорам будет осуществляться по данным первичных документов, а не на основе расчетных оценок исходя из общей рентабельности проекта.

В соответствии с изменениями ПБУ 9/99 субъекты малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) будут вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), т.е. применять кассовый метод: доходы будут отражаться в период фактического поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, или погашения задолженности перед иным способом. Таким образом, и в этом случае предприятия будут иметь возможность уйти от виртуального учета по отгрузке.

Поскольку в целях исчисления налога на прибыль организации тоже имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, нововведение в ПБУ 9/99 будет выгодно прежде всего микропредприятиям, работающим без предоплаты или с отсрочкой платежа.

Если организацией-субъектом малого предпринимательства будет принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров после поступления денежных средств (иной формы оплаты), то и расходы должны признаваться после погашения задолженности по расходам. Именно это и предусмотрено в обновленном пункте 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 от 06.05.1999 г. № 33н.

Напомним, что это означает отсутствие в расходах текущего периода сумм предварительной оплаты (авансов), перечисленных в счет оказания работ, услуг и непогашенных приобретений.

Приятным будет и дополнение в пункт 7 ПБУ 15/2008. С этим изменением субъекты малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) будут вправе признавать все расходы по займам в составе прочих расходов. То есть проценты за кредит им не придется распределять между стоимостью инвестиционного объекта (счет 08) и прочими расходами текущего периода (счет 91-2) 3.

Вспомним, что под инвестиционным активом понимаются объекты незавершенного производства, незавершенного строительства, земельные участки, нематериальные активы, НИОКР и т.д. При этом главными признаками такого объекта будут являться длительная подготовка к использованию в будущем, существенные расходы на приобретение, сооружение и (или) изготовление. Таким образом, к инвестиционному активу не могут быть отнесены транспортные средства и готовые здания, которые не требуют выполнения всех этих операций.

Пример 1

Малое предприятие заключило кредитный договор на строительство производственного здания. Срок действия договора – 2 года (с 01.03.2010 г. по 28.02.2012 года). Деньги поступили на счет предприятия 5 марта.

К строительству объекта приступили лишь в конце августа. Чтобы полноценнее задействовать полученные средства, предприятие само заключило договор о предоставлении во временное пользование денежных средств до конца декабря 2010 года. Бухгалтерские проводки:

  • Дебет 76 Кредит 67, субсчет «Кредиты» – отражена сумма кредитования по договору,
  • Дебет 51 Кредит 76 – получены кредитные средства,
  • Дебет 58 Кредит 76 – отражены краткосрочные финансовые вложения в виде предоставленного займа,
  • Дебет 76 Кредит 51 – перечислены средства по договору займа.

За период с марта по июль:

  • Дебет 76 Кредит 91-1 – начислены проценты по договору займа,
  • Дебет 51 Кредит 76 – получены проценты по договору займа,
  • Дебет 91-2 Кредит 67, субсчет «Проценты по кредитам» – отражены проценты по кредиту в полном объеме, причитающемся к выплате банку,
  • Дебет 76 Кредит 51 – перечислены проценты по кредитному договору.

За период с августа по декабрь то же, за исключением:

  • Дебет 08 и 91-2 Кредит 67, субсчет «Проценты по кредитам» – отражены проценты по кредиту. При этом проценты включаются в стоимость инвестиционного актива за вычетом той доли, которая была отнесена в прочие расходы (в сумме полученных процентов по договору займа).

В случае принятия в пункт 7 ПБУ 15/2008 дополнений малое предприятие при подготовке годовой отчетности сможет упростить расчеты: проценты, начисляемые с августа на счет 08, сторнировать и отнести в состав прочих расходов.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Вещи с логотипом компании: учет для целей налогообложения

В целях поддержания положительного имиджа компания может выдавать своим сотрудникам для обязательного ношения предметы с логотипом компании (например, значки, галстуки, платки и пр.). Можно ли учесть затраты на их приобретение в расходах по налогу на прибыль и будут ли при передаче таких аксессуаров сотрудникам возникать объекты обложения НДС, НДФЛ и страховыми взносами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Три новые позиции ФНС России: реконструкция, дробление бизнеса, вычет по НДС

ФНС России продолжает анализировать противоречивую практику территориальных налоговых органов по актуальным вопросам, готовя обзоры, которые не только обязательны для нижестоящих налоговиков, но и полезны для налогоплательщиков. На этот раз мы разберем три вопроса, которые вызывают довольно много споров, – ​это расчет недоимки по НДС и налогу на прибыль при приобретении товаров у реальных продавцов (поставщиков), но через сомнительных контрагентов; учет налогов, уплаченных участниками схемы дробления бизнеса, у основного налогоплательщика; а также особенности расчета трехлетнего срока на заявление налогового вычета по НДС в случае гражданского спора.

Последствия приостановки договоров об избежании двойного налогообложения

Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585 было приостановлено действие отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения. Всего приостановлено 38 соглашений с «недружественными» странами, среди которых практически все страны Евросоюза, США, Южная Корея, Япония и другие. Анализируем, как это влияет на предпринимательскую деятельность. Даем ответы на наиболее часто возникающие вопросы: что означает приостановление соглашений об избежании двойного налогообложения? когда оно начало действовать? есть ли послабления для налогоплательщиков в связи с таким приостановлением? на что обратить внимание при выплате доходов иностранным организациям? и пр.

Налоговые риски договора простого товарищества

Простое товарищество представляет собой довольно эффективную форму объединения предпринимателей, позволяющую им не только соединить усилия для извлечения прибыли, но и регулировать налоговую нагрузку товарищей. В статье говорим о преимуществах договора, а также налоговой выгоде. Анализируем судебную практику. Даем советы, как избежать претензий налоговиков и снизить их внимание к себе, в частности почему так важно экономически обосновать целесообразность работы в рамках данного договора.

ТОП-10 обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика

Налоговый кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня смягчающих обстоятельств. В нем есть положение, в соответствии с которым суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут признать смягчающими «иные обстоятельства». В связи с этим между компаниями и налоговыми инспекциями возникает немало споров по поводу того, являются ли те или иные обстоятельства смягчающими. Мы подобрали наиболее популярные основания, которые позволяют снизить штраф как минимум вдвое, а порой даже в сотни и в тысячи раз.

Переплата по налогам. Правила зачета

Практика показывает, что у многих организаций возникает переплата по налогам. Основных причин может быть две: либо организация сама переплатила налоги, либо излишние суммы взыскала налоговая инспекция. И в том и в другом случае компания вправе зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же или по другим налогам. Узнаем, как это сделать.

Как составить жалобу в вышестоящий налоговый орган. Работающий образец

Не секрет, что компании редко бывают довольны работой налоговых инспекций. Задвоение налогов и объектов обложения, завышение налоговой базы, неприменение положенных по закону льгот – ​вот далеко не полный перечень нарушений, которые допускают налоговики. В частных беседах наиболее откровенные инспекторы подтверждают, что подобные нарушения далеко не единичны. Дескать, всему виной некорректная работа программного обеспечения. При этом не каждый юрист, руководитель или бухгалтер знает, что делать в такой ситуации. Разъясняем, как действовать, если налоговая инспекция нарушила права компании. Спойлер: самый эффективный способ – ​составить жалобу (по нашему образцу) в управление ФНС России.

Как оспорить штраф за непредставление документов налоговикам

Налоговая проверка может привести к штрафу по ст. 126 НК РФ за непредставление запрошенных налоговиками документов. И ладно бы, если размер штрафа окажется незначительным. Но встречаются и многомиллионные суммы. На основе анализа судебной практики рассмотрения налоговых споров мы подобрали четыре аргумента, которые помогают успешно оспаривать штрафы или хотя бы снижать их размеры. Сможете пополнить свою «копилку» судебных актов по делам, разрешенным в пользу налогоплательщиков, и использовать приведенные нами аргументы на практике в случае налоговых споров по схожим обстоятельствам.