Top.Mail.Ru
Долгое время налоговые органы закрывали глаза на то, что многие компании регистрируются по одному адресу, а свою деятельность осуществляют по другому. Однако уже в прошлом году Федеральная налоговая служба активизировалась, призвав нижестоящие ИМНС следить за тем, чтобы фактическое местонахождение организации соответствовало юридическому адресу, в противном случае — применять дисквалификацию руководителей организаций. О том, что ожидать таким организациям, читайте в материале нашего автора.

Федеральная налоговая служба в сентябре прошлого года опубликовала письмо от 13.09.2005 г. № ЧД–6–09/761@, согласно которому в качестве штрафа за нарушения законодательства о государственной регистрации будет применяться дисквалификация руководителей организации. Такое ожидает фирму и ее должностное лицо, если фактический адрес компании не совпадает с юридическим.

В пункте 1 письма № ЧД–6–09/761@ налоговики раскрывают понятие дисквалификации. Она представляет собой лишение лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления организации, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению организацией (ст. 3.11 КоАП РФ). Эта мера ответственности выражается в прекращении трудового договора с дис­квалифицированным лицом, с внесением в его трудовую книжку записи о том, какие должности он не имеет права занимать. Дисквалификационное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, а лишь определенным ее видом. Это правило распространяется на виды деятельности, для которых нужны определенные навыки, ­позволяющие принимать решения и совершать конкретные действия.

На какой срок можно дисквалифицировать руководителя и чем это грозит

На вопрос отвечает С.Н. Ларина, юрист

Начнем с того, что суд может запретить представителю администрации компании занимать руководящие посты в этой фирме или в любой другой на срок до трех лет. Причем, дисквалифицировать могут не только генерального директора предприятия, но и других сотрудников, которые обладают управленческими функциями. Так, например, дисквалификации могут подвергнуть заместителя руководителя, финансового директора, главного бухгалтера, начальников департаментов и отделов, их заместителей. Фактически дисквалификация заключается в том, что суд ограничивает руководителя в работе: последний не может свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности.

В упомянутом выше письме № ЧД–6–09/761@ Федеральная налоговая служба пояснила, что конкретно нельзя будет делать человеку, занимающему руководящую должность и подвергшемуся дисквалификации. Во-первых, он не вправе осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в компании. Во-вторых, обратите внимание, он не сможет входить даже в совет директоров организации (или наблюдательный совет). И, наконец, в-третьих, ему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью по управлению компанией (п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ). Напомним, что эти запреты распространяются не только на деятельность в фирме, в которой работал руководитель, но и в других компаниях.

В Кодексе об административных правонарушениях указаны основания, по которым может быть наложен запрет на то, чтобы работать на руководящей должности:

  • нарушения законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за подобное нарушение (ст. 5.27 КоАП РФ);
  • фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ);
  • сокрытие имущества, сведения о нем, о его размере, местонахождении, за уничтожение, фальсификацию бухгалтерских и других учетных документов, если действия совершены при банкротстве или накануне банкротства;
  • представление в налоговые органы при регистрации фирмы документов, которые содержат заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

В данном случае нас интересует последнее основание, то есть представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих «заведомо ложные сведения», если такое действие не содержит уголовного деяния (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Предоставление документов, содержащих «заведомо ложные сведения», влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет. В качестве примера приведем арбитражные дела, связанные с применением указанной нормы кодекса.

Судебно-арбитражная практика

Руководитель нескольких юридических лиц в течение 2005 года неоднократно привлекался регистрирующим органом к административной ответст­венности в порядке части 3 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях за предоставление недостоверных сведений об адресе места нахождения организации. Для устранения нарушения предоставлялось время. По истечении месячного срока, установленного частью 2 статьи 29.12 КоАП, сотрудниками налоговой инспекции был проведен выезд по указанному в заявлении о государственной регистрации адресу места нахождения юридического лица. Однако фактически компании там не оказалось. Руководитель сообщил, что сведения в заявлениях, представляемых при государственной регистрации, вносились не им лично, а третьими лицами. Налоговые органы составили протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ.

В результате мировым судьей рассмотрены материалы дела об этом административном правонарушении и вынесено постановление о дисквалификации гражданина на два года (из письма ФНС от 13.09.2005 г. № ЧД–6–09/761@).

Судебно-арбитражная практика

Руководитель организации представил заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице. Однако эти данные не были внесены в учредительные документы.

Вместе с заявлением прилагался приказ о вступлении гражданина в должность руководителя. Когда гражданин представил в регистрирующий орган документы, выяснилось, что на тот момент он утратил статус руководителя организации. В итоге было принято решение, что им в налоговую инспекцию представлены для государственной регистрации «заведомо ложные сведения», то есть совершено административное правонарушение. В августе 2005 года мировым судьей вынесено постановление о его дисквалификации на один год (из письма ФНС от 13.09.2005 г. № ЧД–6–09/761@).

Получается, что эти дела косвенно касаются организаций, которые имеют два адреса. Ведь под заведомо ложными сведениями налоговики понимают не только непредставление сведений об учредителях юридического лица или об уставном капитале организации (выявление фактов неоплаты уставного капитала), но и непредставление сведений об адресе места нахождения организации (фактическое отсутствие улицы, дома либо юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении).

Что же заставило специалистов налогового ведомства выпустить подобное письмо? Ведь раньше эта проблема мало кого интересовала. Организация, у которой фактически был «двойной» адрес, спокойно существовала и отчитывалась в налоговой инспекции.

У Федеральной налоговой службы на этот счет свои соображения. Налоговые работники считают, что работа, связанная с жестким наказанием за нарушение государственной регистрации, приведет к уменьшению злоупотреблений недобросовестных организаций при государственной регистрации. В выписке из госреестра будут содержаться не только сведения об указанном факте, но и о дате вынесения соответствующего постановления суда, сроке дисквалификации руководителя организации. Весь этот процесс будет способствовать прозрачности экономических отношений, а также снизит риски участников гражданского оборота.

Кроме того, должностные лица организаций могут быть подвергнуты и другой ответственности. Об изменении адреса постоянно действующего исполнительного органа фирма обязана сообщить в налоговые органы в течение трех дней (п. 5 ст. 5 закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если она этого не сделает или сделает с опозданием, то на должностное лицо могут наложить штраф за непредставление или представление неверных сведений. В части 3 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях говорится, что за непредставление или несвоевременное представление или предоставление недостоверных сведений об организации в налоговый орган может применяться наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на руководителя в размере 50 МРОТ. А недостоверными сведениями считаются неточности, искажения в содержании, представленные для госрегистрации документов. Представление недостоверных сведений характеризуется отсутствием умысла лица в представление такой информации. Заметим, что это наказание более «благосклонное» по сравнению с санкцией, которая предусмотрена в части 4 статьи 14.25 Кодекса.

При обнаружении правонарушения должностные лица налоговых органов обязаны составить протокол и направить его для рассмотрения в суд. Перечень должностных лиц, которые вправе составлять протоколы, утвержден приказом ФНС России от 02.08.2005 г. № САЭ–3–06/354@.

Не исключается момент, что руководители могут быть привлечены к уголовной ответственности. Она наступает тогда, когда получен доход в крупном размере или причинен крупный ущерб. Если деяние причинило ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то должностное лицо наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. Могут быть применены более жесткие меры наказания, вплоть до ареста на срок от четырех до шести месяцев (п. 1 ст. 171 УК РФ).

Если был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере, то это грозит штрафом в размере до 500 000 руб. или применяется ­наказание вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет (п. 2 ст. 171 УК РФ).

Минфин более лоялен

В письме Минфина России от 05.08.2005 г. № 03–02–07/1–212 специалисты главного финансового ведомства страны разъяснили, что местом нахождения юридического лица считается местонахождение его исполнительного органа (п. 2 ст. 54 ГК РФ и подп. «в» п. 1 ст. 5 закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ). Местонахождение организации указывается в учредительных документах фирмы (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Минфин также ссылается на пункт 3 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях, в котором говорится, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность, установленную законодательством нашей страны. Напомним, что, согласно части 3 статьи 14.25 Кодекса, такое нарушение влечет предупреждение или наложении административного штрафа на должностных лиц в размере 50 минимальных размеров оплаты труда. Необходимо отметить, что это единственная мера наказания, которую указывает Минфин.

Эксперты против

Однако далеко не все специалисты согласны с мнением чиновников. Ведь на сегодняшний день большинство коммерческих организаций осуществляют свою деятельность не по тому адресу, который указан в их учредительных документах как юридический. Многие организации арендуют офисные и производственные помещения. В связи с этим адреса у них могут меняться несколько раз в год. Соответственно, налоговым органам придется решать вопросы, связанные со снятием с учета и с постановкой на учет организаций, меняющих место своей хозяйственной деятельности. Как будет происходить этот процесс, представляется с трудом.

Свой вывод Минфин делает, ссылаясь на подпункт «в» пункта 1 статьи 5 закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Однако этот подпункт следует понимать иначе. Ведь в едином государственном реест­ре юридических лиц содержится, в том числе, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Это адрес, по которому осуществляется связь с исполнительным органом юридического лица, но не осуществляется его хозяйственная деятельность.

К тому же Гражданский Кодекс и закон № 129-ФЗ не содержат запрета юридическим лицам иметь самостоятельный юридический адрес и адрес, по которому располагается исполнительный орган юридического лица и осуществляется его хозяйственная деятельность. Если организации были бы обязаны регистрироваться по каждому месту, где они осуществляют свою деятельность, то это уже давно было бы прописано в Гражданском Кодексе.

Однако стоит отметить, что в противовес этой точке зрения финансисты могут указать на пункт 2 статьи 3 Гражданского кодекса. В этом пункте говорится о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. В нашем же случае получается, что понятие «место нахождения» организации, указанное в Гражданском кодексе, не соответствует понятию, которое дает закон № 129-ФЗ. А руководствоваться следует в первую очередь Кодексом.

Перевод из одной инспекции в другую

В письме № 03–02–07/1–212 Минфин России обратил внимание, что если юридическое лицо осуществляет свою деятельность не по тому адресу, который был указан при регистрации как место нахождения (юридический адрес), то ему необходимо внести изменения в свои учредительные ­документы с целью указания в них достоверной информации о месте нахождения.

После внесения изменений в учредительные документы необходимо представить в налоговый орган заявление о государственной регистрации изменений, решение о внесении изменений и квитанцию об уплате государственной пошлины. Порядок перевода из одной инспекции в другую изложен в Методических указаниях, утвержденных приказом ФНС России от 20.12.2004 г. № САЭ –3–09/165 @.
Изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений, ­содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 84 НК РФ).

Если изменение места нахождения требует снятия организации с учета, оно осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете. Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения. ИНН при изменении места нахождения организации не изменяется.

Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН), используется выписка из ­ЕГРЮЛ, имеющая запись об изменении места нахождения юридического лица. Журнал учета сведений, связанных со снятием с учета российской организации в налоговом органе в связи с изменением места ее нахождения, ведется в налоговом органе по прежнему месту нахождения юридического лица.

Журнал учета сведений, связанных с постановкой на учет российской организации в налоговой инспекции по причине изменения места ее нахождения, ведется в налоговом органе по новому месту нахождения юридического лица. Эти журналы ведутся в электронном виде. Листы журналов каждый месяц распечатываются, заверяются подписью ответственного лица и подшиваются в папку.

Свидетельство о постановке на учет, ранее выданное организации, признается недействительным. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется.

Во втором разделе Методических указаний рассматриваются меро­приятия, которые проводятся налоговыми органами по прежнему месту нахождения организации.

Если новый адрес места нахождения организации расположен на территории налоговой инспекции, то изменения подлежат учету по месту нахождения фирмы на основании выписки из ЕГРЮЛ. То же самое касается предприятий, которые не располагаются на одной территории. Изменения в сведения, которые содержатся в ЕГРН, вносятся не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ. Датой снятия с учета признается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения фирмы. После того как зафиксирован факт снятия с учета организации, налоговая инспекция направляет по почте уведомление о снятии с учета по форме, которая утверждена приказом МНС России № 178, вместе со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ. Учетное дело организации пересылается в налоговый орган по новому месту нахождения организации. Учетное дело должно содержать все документы, которые послужили основанием снятия с учета и постановки на учет. Такими документами являются выписки из ЕГРЮЛ, копия уведомления о снятии с учета, документы, связанные с деятельностью организации.

Новая налоговая инспекция направляет по почте свидетельство о по­становке на учет по форме № 09–1–2, утвержденной приказом МНС России № 178, не позднее рабочего дня, следующего за днем постановки. При этом в свидетельстве о постановке на учет сведения о госрегистрации, например, дата внесения записи в ЕГРЮЛ, серия и номер свидетельства, заполняются в соответствии со свидетельством по форме Р51001 или Р57001, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439.

ИНН, КПП, дата постановки на учет включаются в единый реестр не позднее рабочего дня, следующего за днем постановки на учет.

Налоговый инспектор устанавливает, может ли быть организация снята с учета в налоговой инспекции в связи с изменением ее места нахождения. Организации следует согласовать акт сверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Если фирма этого не сделает, то налоговики оформят согласование в одностороннем порядке.

Постановка организации на учет по новому месту нахождения осуществляется не позднее рабочего дня, который следует за днем получения выписки из ЕГРЮЛ. В этой выписке должна содержаться информация, связанная с изменением места нахождения организации. Должна осуществляться выгрузка из ЕГРН из инспекции по прежнему месту нахождения организации. Датой постановки организации на учет по новому месту нахождения признается дата внесения записи изменений по юридическому лицу, которая затем указывается в Свидетельстве о постановке на учет. Налоговая инспекция по новому месту нахождения не позднее рабочего дня, следующего за днем получения учетного дела, направляет в бывшую инспекцию уведомление о получении учетного дела.

Следует также отметить, что организация должна написать заявление о постановке на учет в новом налоговом органе.

В связи с перерегистрацией фирмы налоговики могут попытаться привлечь должностное лицо организации к ответственности, о которой говорится в письме ФНС России № ЧД–6–09–71@. Если фирма сама сообщила о своих изменениях, то применить дисквалификацию налоговики не смогут, так как это не будет считаться «заведомо ложной» информацией. Единственное, что могут сделать налоговые органы, это применить штрафную санкцию в размере 5 000 руб. (50 МРОТ) за несвоевременное представление изменений.

Что же дальше?

В августе этого года в Госдуму внесен законопроект, согласно которому предлагается дополнить статью 54 Гражданского Кодекса фразой «фактическое местонахождение юридического лица должно соответствовать его юридическому адресу». Кроме того, предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, затрагивающих вопрос наказания для организаций, которые имеют два адреса. Что касается выявления таких нарушителей, то этим должны заниматься налоговые органы. В проекте Закона говорится, что фирмы, у которых фактическое местонахождение не совпадает с юридическим адресом, должны подвергаться ответственности в виде штрафа в сумме от 30 до 50 тыс. руб. К тому же будет приостановлена их деятельность на срок до 90 дней. В течение этого времени организация не вправе будет совершать сделки, кроме расчетов с бюджетом и выплаты заработной платы. Авторы законопроекта отметили, что из-за того, что большинство фирм имеют адрес, зарегистрированный в государственном реестре юридических лиц, а ведут свою деятельность по другому адресу, бюджеты недополучают налоги. Поэтому необходимо внести изменения в статью 54 Гражданского кодекса, иначе фирмы и дальше будут ­игнорировать законодательство.

Что принесет данный законопроект, пока не известно. С нетерпением будем ожидать какой-либо информации по данной проблеме. Ведь от того, вступит ли в силу данный законопроект, зависит судьба многих организаций, которые имеют два адреса.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Что можно скрыть при раскрытии отчетности

Федеральные стандарты позволяют раскрывать информацию об отчетности в ограниченном объеме, а контролирующие органы соглашаются ограничить доступ к ней на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (bo.nalog.ru). Объясняем, что можно скрыть от пользователей отчетности и как это сделать законно. Приводим наглядную таблицу о том, как можно сократить пояснения к отчетности; образцы документов: приказа об ограничении раскрытия информации, заявления в Минфин России о предоставлении выписки из перечня подпадающих под ограничительные меры лиц, заявления в ИФНС России о сокрытии информации, содержащейся в ГИРБО.

10 обсуждаемых изменений законодательства в 2023 году

Уходящий год традиционно богат на изменения, причем как глобальные, так и не очень. Мы выбрали 10 наиболее интересных и обсуждаемых изменений в законодательстве, которые вступили в силу в уходящем 2023 году. И расположили их в хронологическом порядке, подобрав те, которые затронули самые разные сферы – ​от налогов и взносов до штрафов.

Внесудебное банкротство гражданина

Объясняем, что представляет собой внесудебное банкротство гражданина и как им можно воспользоваться, в какие сроки заявление о несостоятельности по такой процедуре будет рассмотрено, какие последствия повлечет и когда в результате должник будет считаться освобожденным от долгов. Анализируем права должника и кредиторов, даем советы и тем, и другим, как лучше поступить в конкретных ситуациях. Приводим образцы оформления заявления гражданина о внесудебном банкротстве, списка кредиторов. Узнаете, как быть кредиторам, не учтенным в списке кредиторов в рамках внесудебного банкротства, какие есть полномочия у МФЦ, как противостоять незаконным действиям должника, а также о тенденциях правоприменительной практики в данной сфере, в том числе по спорам о признании незаконными действий МФЦ по возбуждению внесудебного банкротства и возврату заявления о возбуждении банкротства.

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания согласно ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. И последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела, в отличие, скажем, от популярных оснований освобождения от административной ответственности – малозначительности правонарушения (ст. 2.9) и крайней необходимости (ст. 2.7) – которые «цементируются» в момент совершения правонарушения. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания. Поясним, какие действия суды признают содействием в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Ответственность руководителя организации

Российское законодательство содержит немало норм, на основании которых руководитель организации может быть привлечен к ответственности. Такие положения есть и в трудовом праве, и в гражданском, административном и в уголовном законодательстве. В статье приведены меры ответственности для руководителя, регламентированные разными кодексами. Кроме того, рассказано о том, как организовать процедуру передачи дел между бывшим и новым руководителями, чтобы не повесить на себя чужие грехи, но и своих оправдательных документов не утерять. Приведены примеры из судебной практики о привлечении к ответственности руководителей организаций.

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Роспотребнадзор может прийти к вам

Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора? На какие области распространяются полномочия этого контролирующего органа? В какие организации может прийти проверяющий? Как проходит проверка? Что не могут делать проверяющие, а на что имеют право? Какие нарушения допускают контролеры во время проверок? И, наконец, какие решения могут принять сотрудники Роспотребнадзора по итогам проверки?